Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 30 июня 2025 года

1. Указание участником закупки в графе "товарный знак" структурированной формы заявки наименования модели предлагаемого к поставке товара не может служить основанием для отклонения такой заявки.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "ТЕХ" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку моноблоков (далее - Аукцион, Извещение).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее в настоящем обзоре - Закон о контрактной системе).

Согласно подп. "а", "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе.

В силу п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

В соответствии с подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пп. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.05.2025 N ИЭА1 (далее - Протокол) заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Извещения по следующему основанию: "(пункт 8 части 12 статьи 48) - выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке, а именно: в структурированной форме заявки в графе "Товарный знак" участником закупки указаны сведения о товарном знаке как "Моноблок 27 БЕШТАУ AIO2702/Q670, БЕРТ.466219.015-007", однако словосочетания и цифры "Моноблок 27 БЕШТАУ AIO2702/Q670, БЕРТ.466219.015-007" являются наименованием товара и иными его характеристиками и пр., а не товарным знаком".

Представитель Заказчика на заседании комиссии ФАС России (далее в настоящем обзоре - Комиссия ФАС России) пояснил, что в Государственном реестре товарных знаков отсутствуют сведения о товарном знаке с наименованием "Моноблок 27 БЕШТАУ AIO2702/Q670, БЕРТ.466219.015-007", в связи с чем Комиссия по осуществлению закупок отклонила заявку Заявителя.

Согласно статье 1480 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (далее - ГК РФ) государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 ГК РФ.

Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России установлено, что указанная Заявителем в разделе "Товарный знак" структурированной заявки информация "Моноблок 27 БЕШТАУ AIO2702/Q670, БЕРТ.466219.015-007" является наименованием модели предлагаемого к поставке товара, в котором содержатся в том числе сведения о товарном знаке предлагаемого к поставке товара, а именно: "БЕШТАУ". Кроме того, заявка Заявителя содержит параметры и показатели предлагаемого к поставке товара.

Комиссией ФАС России также установлено, что в Государственном реестре товарных знаков содержатся сведения о товарном знаке с наименованием "БЕШТАУ".

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что Заявителем в составе структурированной заявки представлены сведения о товарном знаке предлагаемого к поставке товара и отклонение заявки Заявителя носит формальный характер, противоречащий требованиям Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее в настоящем обзоре - КоАП РФ).

Решение ФАС России от 02.06.2025 по делу N 28/06/105-2904/2025, предписание ФАС России от 02.06.2025 по делу N 28/06/105-2904/2025

2. Объект закупки на выполнение работ по строительству не должен включать в себя поставку технологического оборудования, не предназначенного для эксплуатации объекта капитального строительства.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба АО "Эн" (далее - Заявитель), на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки закрытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению научно-производственной базы для серийного выпуска изделий Акционерного общества (далее - Конкурс, Приглашение).

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Подпунктом "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе установлено, что при применении закрытых конкурентных способов заказчиком разрабатывается и утверждается документация о закупке, которая должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. 1 - 13 и 15 - 24 ч. 1 и пп. 1 - 6 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с Законом о контрактной системе не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с чч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пп. 1 - 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 63.1 ст. 112 Закона о контрактной системе до 01.01.2026 в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.

Приглашением установлено, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению научно-производственной базы для серийного выпуска изделий Акционерного общества (далее - Работы).

При этом Комиссией ФАС России установлено, что согласно локальным сметным расчетам проектной документации описания объекта закупки Приглашения (далее - Описание объекта закупки) подрядчик в ходе исполнения контракта обязан осуществить поставку технологического оборудования, например: "Фрезерный станок (VF-2, 3539 кг/ед.): переустанавливаемое (Участок механической обработки (пом. 170))", "Стол габаритные размеры - 1600х800х800(h) мм: переустанавливаемые", "МФУ Kyocera M4125idn - Рабочий кабинет НИЦ (НИО-25) (пом. 351)" (перечень не является исчерпывающим).

Следовательно, в объект проводимой закупки помимо выполнения Работ включены обязательства исполнителя по поставке немонтируемого технологического оборудования.

При этом в качестве оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства, следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта капитального строительства, то есть неразрывно связанных с выполняемыми работами (такими как инженерное оборудование, системы вентиляции, искусственного освещения и т.д.), монтаж которых должен осуществляться во время выполнения работ и которые необходимы для ввода объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем указанное в Описании объекта закупки немонтируемое технологическое оборудование не относится к оборудованию, обеспечивающему эксплуатацию объекта капитального строительства. Объединение закупки такого оборудования и работ по строительству объекта капитального строительства в один объект закупки приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего Описание объекта закупки, не соответствуют положениям п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 7.30.1 КоАП РФ.

Решение ФАС России от 27.06.2025 по делу N 28/06/105-72/2025, предписание ФАС России от 27.06.2025 по делу N 28/06/105-72/2025

3. Указание в независимой гарантии реквизитов уполномоченного органа вместо реквизитов заказчика нарушает требования законодательства о контрактной системе.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "Дорстр" (далее - Заявитель) на действия АО "С" (далее - Банк) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Улан-Удэ-Романовка-Чита" (далее - Аукцион, Извещение).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Банка, выдавшего независимую гарантию от 15.05.2025 N 13Х в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе (далее - Независимая гарантия), несоответствующую требованиям извещения о проведении Аукциона (далее - Извещение).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно ч. 8 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системы, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в ЕИС, за исключением независимых гарантий, указанных в ч. 8.1 ст. 45 Закона о контрактной системе. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.

В соответствии с ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждены в том числе:

- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системы;

- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма).

Согласно сноске <1-1> Типовой формы в качестве бенефициара в независимой гарантии указывается заказчик, за исключением случая проведения совместного конкурса или аукциона, при котором в качестве бенефициара указывается организатор совместного конкурса или аукциона.

Комиссией ФАС России установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.05.2025 N ИЭА1 заявка Заявителя отклонена по причине несоответствия Независимой гарантии требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в соответствии с требованиями Типовой формы бенефициаром по Аукциону является Заказчик.

Согласно требованиям к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению Извещения, а также проекту контракта Извещения адресом электронный почты, контактным телефоном и местом нахождения бенефициара является "torgi@mail.ru", "8 (30125)" и "г. Улан-Удэ, ул. Революции, 1905 г.".

Вместе с тем в Независимой гарантии, представленной Заявителем, адрес электронный почты, контактный телефон, место нахождения бенефициара указаны как "mail.@rag.ru", "+7(301)217" и "г. Улан-Удэ, ул. Ленина", что противоречит требованиям Извещения и привело к отклонению Комиссией по осуществлению закупок заявки Заявителя.

Банк в письменных пояснения согласился с доводом Заявителя.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Банка, выдавшего Независимую гарантию, несоответствующую требованиям, предусмотренным Извещением и Типовой формой, противоречат положениям Постановления N 1005 и нарушают ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 9 ст. 7.30.1 КоАП РФ.

Решение ФАС России от 02.06.2025 по делу N 28/06/105-2874/2025, предписание ФАС России от 02.06.2025 по делу N 28/06/105-2874/2025

4. В случае если объектом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, предусмотренные позицией 13 приложения к Постановлению N 2571.

Министерство (далее - Заказчик) обратилось за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на правок заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по строительству полигона захоронения отходов с разработкой рабочей документации в рамках "Выполнение ликвидационных мероприятий на объекте по уничтожению химического оружия".

Пунктом 11 Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961, установлено, что контрольный орган в сфере закупок рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную п. 4 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с ч. 2 ст. 99 Закона о контрактной системе и с учетом Правил.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено следующее.

Пунктом 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

Извещением предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.

Позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта.

Как следует из Извещения, объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по строительству полигона захоронения отходов с разработкой рабочей документации в рамках "Выполнение ликвидационных мероприятий на объекте по уничтожению химического оружия (зона хранения)" (далее - Объект).

В соответствии с подп. "а" п. 11 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

Пунктом 3.1.4 раздела 1 "Пояснительная записка" проектной документации от 2023 N 05-98 Извещения определено, что Объект закупки относится к производственным объектам I класса опасности, а также к особо опасным и технически сложным производственным объектам.

Таким образом, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что Объект закупки является особо опасным и технически сложным объектом капитального строительства.

Вместе с тем позицией 13 приложения к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего к участникам закупки дополнительные требования, предусмотренные позицией 7 приложения к Постановлению N 2571, являются неправомерными, что нарушает положения п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 7.30.1 КоАП РФ.

Решение ФАС России от 03.07.2025 по делу N 25/44/93/321

5. Номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции по товару "автоматизированное рабочее место" не подтверждает страну происхождения входящих в состав данного товара системного блока, монитора, компьютерной мыши и клавиатуры.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "АРМТ" (далее - Заявитель) на действия Министерства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика, оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку автоматизированных рабочих мест (АРМ) (далее - Извещение, Аукцион).

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с чч. 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с подп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе с учетом положений ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе принимать меры, устанавливающие запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Пунктом 1 постановления Правительства Российский Федерации от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875) установлено ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению N 2 (далее - Ограничение).

Согласно подп. "а" п. 3 Постановления N 1875 для подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 1 - 433 приложения N 2 к Постановлению N 1875, участнику закупки необходимо представить номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции (далее - Реестр), предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации".

Пунктом 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пп. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.

В соответствии с Извещением объектом закупки является поставка автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ), которое включает в себя 4 различных к поставке товара, а именно: системный блок, монитор, мышь компьютерная, клавиатура (далее - Товары).

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что поставляемые товары с кодами общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 26.20.15.120 "Системные блоки", 26.20.17.110 "Мониторы, подключаемые к компьютеру", 26.20.16.110 "Клавиатуры", 26.20.16.170 "Манипуляторы" содержатся в Приложении N 2 к Постановлению N 1875, в связи с чем Заказчиком в Извещении установлено Ограничение в соответствии с Постановлением N 1875.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2025 N ИЭА1 (далее - Протокол) участниками с идентификационными номерами заявок "2058040" и "2058509" (далее соответственно - Участник N 2058040, Участник N 2058509) представлена в составе заявок информация о товарах российского происхождения, в связи с чем Комиссией по осуществлению закупок принято решение об отклонении участника с идентификационным номером заявки "2052742" (далее - Участник N 2052742), предложившего к поставке товары (монитор, компьютерная мышь, клавиатура), происходящие из иностранного государства (Китайская Народная Республика).

Комиссией ФАС России установлено, что Участником N 2058040 и Участником N 2058509 в качестве подтверждения страны происхождения Товаров представлены следующие номера реестровых записей из Реестра в отношении АРМ: N 10614613 "АРМ MR-8864 ВДНР.466219.003" и N 10515805 "АРМ/ПЭВМ БЕШТАУ ЗС1200/Q670-01, БЕРТ.466219.011-007" (далее - Номера реестровых записей).

Согласно Извещению и Описанию объекта закупки Заказчиком указаны 4 поставляемых товара, а именно: системный блок, монитор, мышь компьютерная, клавиатура. Таким образом, в качестве подтверждения страны происхождения товаров участникам закупки необходимо представить номера реестровых записей из Реестра по каждому отдельному товару с учетом наименования и специфики товара.

Вместе с тем представленные Участником N 2058040 и Участником N 2058509 Номера реестровых записей не подтверждают страну происхождения Товаров, поскольку их действие распространяется только на полный комплект АРМ.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупки, неправомерно принявшей решение об отклонении заявки Участника N 2052742, противоречит требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.30.1 КоАП РФ.

Решение ФАС России от 27.06.2025 по делу N 28/06/105-3149/2025, предписание ФАС России от 27.06.2025 по делу N 28/06/105-3149/2025