Обзор практики ФАС России по осуществлению контроля за соблюдением субъектами контроля требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупок работ, связанных со строительством (изыскание, проектирование, строительный подряд, капитальный ремонт, реконструкция, эксплуатация и обслуживание объектов капитального строительства

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 30 июня 2025 года

1. Справка о стоимости работ и затрат является подтверждением цены выполненных работ, в случае если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных участником закупки работ.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству общеобразовательной школы (далее - Конкурс, Извещение).

Согласно доводу жалобы Комиссией по осуществлению закупок Заказчика неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя ввиду несоответствия требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В силу подп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

В соответствии с п. 3 ч. 6 с. 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с чч. 2 или 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Согласно подп. "а" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в чч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее в настоящем обзоре - Постановление N 2571).

Заказчиком в Извещении установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.

Позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Документами, подтверждающими соответствие дополнительному требованию, указанному в пункте 1 позиции 7 приложения к Постановлению N 2571, является:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, при котором работы, являющиеся объектом закупки, не требуют в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и при этом договор, предусмотренный абзацем вторым настоящей графы, предусматривает выполнение работ, не требующих в соответствии с указанным законодательством выдачи такого разрешения).

В целях подтверждения наличия опыта выполнения работ по пункту 1 позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, Заказчику представлены следующие документы Заявителя:

- договор подряда N 01/11/2021 на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома (далее - Договор);

- дополнительное соглашение к Договору;

- акт о приемке выполненных работ;

- справка о стоимости выполненных работ и затрат;

- акт приемки законченного строительством объекта N 1;

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Как следует из протокола подведения итогов Конкурса, Комиссией по осуществлению закупки Заказчика заявка Заявителя отклонена по следующему основанию: "представленный акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ, при этом представленный акт выполненных работ также не подтверждает цену выполненных работ по Договору".

Комиссия ФАС России, изучив заявку Заявителя, установила, что цена работ по Договору подтверждена справкой о стоимости выполненных работ и затрат, которая представлена в составе документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ по пункту 1 позиции 7 приложения к Постановлению N 2571, в связи с чем документы Заявителя в полном объеме соответствуют положениям Закона о контрактной системе и Постановления N 2571.

Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупки Заказчика, неправомерно принявшей решение об отклонении заявки Заявителя, нарушают требования п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение ФАС России от 11.04.2025 по делу N 28/06/105-2415/2025, предписание от 11.04.2025 по делу N 28/06/105-2415/2025

2. При проведении конкурса на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства оценивать опыт выполнения участником закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации неправомерно.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по корректировке проектной документации и строительству объекта капитального строительства (далее - Конкурс, Извещение).

В ходе рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки Комиссией ФАС России было установлено следующее.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Пунктом 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Частью 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Подпунктом "г" п. 3 Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".

Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подп. "г" п. 3 Положения:

1) применяются детализирующие показатели;

2) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100%;

3) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Подпунктом "в" п. 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

В соответствии с подп. "а" п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подп. "в" п. 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно подп. "в" п. 31 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подп. "в" п. 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на объектах, соответствующих объекту закупки, в том числе объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.

Подпунктом "г" п. 31 Положения установлено, что документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подп. "в" п. 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):

- контракт, предусмотренный ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);

- контракт, предусмотренный ч. 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе;

- контракт, предусмотренный ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе;

- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подп. "г" п. 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по корректировке проектной документации и строительству объекта капитального строительства "Строительство общеобразовательной школы на 250 ученических мест".

Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) установлен детализирующий показатель "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).

Согласно Порядку оценки по Детализирующему показателю Критерия предусмотрен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта.

Кроме того, Порядком оценки установлено, что к оценке принимается договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подп. "г" п. 31 Положения и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что в состав работ, включенных в объект закупки Заказчика, не входят работы по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации.

Таким образом, Порядок оценки, предусматривающий возможность принять к оценке по Детализирующему показателю Критерия контракты (договоры) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации противоречит требованиям подп. "в" п. 31 Положения.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что Порядок оценки установлен Заказчиком не в соответствии с требованиями Положения и Закона о контрактной системе, что нарушает п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 7.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение ФАС России от 22.05.2025 по делу N 28/06/105-2784/2025, предписание от 22.05.2025 по делу N 28/06/105-2784/2025

3. Заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требование о наличии специальной правоспособности в случае выполнения работ с радиационным источником, если такие работы не образуют самостоятельного объекта закупки, а входят в состав работ по реконструкции объекта капитального строительства.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция части здания клинического лечебного корпуса" (далее - Конкурс, Извещение).

Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено в Извещении требование о наличии у участников закупки лицензии Ростехнадзора на право сооружения ядерных установок, радиационных источников.

Пунктом 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пп. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Из положений ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе следует, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Заказчиком в Извещении установлено требование к участникам Конкурса о наличии лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право сооружения ядерных установок, радиационных источников.

В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика сообщили, что установление вышеуказанного требования обусловлено необходимостью выполнения в ходе исполнения контракта, заключаемого по результатам Конкурса, в том числе работ на объекте, связанного с радиационными источниками, а именно в здании предусмотрен блок, в помещениях которого размещается радиационно-защитное оборудование, а также система комбинированная позитронно-эмиссионной томографии. При этом на заседании Комиссии ФАС России Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих необходимость наличия лицензии на право сооружения ядерных установок, радиационных источников для выполнения всех видов работ, включенных в объект закупки.

Кроме того, согласно Извещению для выполнения остальных видов работ, не относящихся к работам на объекте, связанным с радиационными источниками, и включенных Заказчиком в один объект закупки, наличие лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не требуется.

Таким образом, установление Заказчиком требования о наличии лицензии на право сооружения ядерных установок, радиационных источников наряду с наличием в объекте закупки работ, не требующих соответствующей лицензии, не отвечает принципу обеспечения конкуренции Закона о контрактной системе, поскольку при исполнении контракта подрядчик вправе привлечь к выполнению соответствующих работ субподрядную организацию, имеющую необходимую лицензию.

Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего в Извещении требование о наличии лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право сооружения ядерных установок, радиационных источников выполнение работ нарушают положения п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 7.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение ФАС России от 11.06.2025 по делу N 28/06/105-2971/2025, предписание от 11.06.2025 по делу N 28/06/105-2971/2025

4. В случае проведения аукциона на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий для обеспечения федеральных нужд с НМЦК более 10 млн руб., к участникам закупки заказчик обязан установить дополнительное требование в соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению N 2571.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта по проектному сопровождению при проведении строительно-монтажных работ реконструируемого объекта (далее - Аукцион, Извещение).

В ходе рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено следующее.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования

и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в чч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, установлен Постановлением N 2571.

Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Подпунктом "а" п. 3 Постановления N 2571 установлено, что положения Постановления N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Абзацем 4 подп. "а" п. 3 Постановления N 2571 установлено, что в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн руб., для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн руб. заказчиком применяется в том числе позиция 6 приложения к Постановлению N 2571.

В соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, установлено дополнительное требование, а именно наличие у участника закупки опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Заказчиком в Извещении не установлено дополнительное требование в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Комиссией ФАС России установлено, что Аукцион осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно Извещению объектом закупки является проектное сопровождение при проведении строительно-монтажных работ реконструируемого объекта: "Завершение реконструкции корпуса" с начальной (максимальной) ценой контракта 12 000 000 руб.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что Заказчику при проведении Аукциона необходимо было установить дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению N 2571.

Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, не установившего в Извещении дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению N 2571, противоречат требованиям подп. "а" п. 3 Постановления N 2571 и нарушают п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 7.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение ФАС России от 13.05.2025 по делу N 25/275/99/79, предписание от 13.05.2025 по делу N 25/275/99/79

5. Предельное минимальное значение цены контракта (договора), подтверждающего наличие опыта выполнения работ по строительству и реконструкции объекта капитального строительства, который принимается к оценке, не должно превышать "пороговое" значение соответствующей позиции Постановления N 2571.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (далее - Конкурс, Извещение).

Согласно Извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 260 864 785,74 руб.

В ходе рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено следующее.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Пунктом 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Частью 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

В соответствии с подп. "г" п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".

Подпунктом "в" п. 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

В соответствии с подп. "а" п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подп. "в" п. 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно Извещению Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам Конкурса в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.

Наличие у участника закупки опыта выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 подтверждается в том числе исполненным договором.

В соответствии с положениями позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 30% начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн руб.

Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) Заказчиком для оценки по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) установлена формула, предусмотренная подп. "ж" п. 20 Положения.

В соответствии с п. 18 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к Положению, указываются единица ее измерения, предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.

Подпунктом "ж" п. 20 Положения установлено, что в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, то значение количества баллов по детализирующему показателю рассчитывается по формуле:

Заказчиком по Детализирующему показателю N 1 Критерия установлено предельное минимальное значение характеристики (), которое составляет 1 000 000 000 руб.

Вместе с тем в рамках Детализирующего показателя N 1 Критерия Заказчиком оценивается один исполненный участником закупки контракт (договор).

Следовательно, установление Заказчиком предельного минимального значения по Детализирующему показателю N 1 Критерия в размере 1 000 000 000 руб. представляет собой требование к минимальной стоимости контракта (договора), представляемого участником закупки в целях присвоения баллов, не соответствует положениям пункта 28 Положения и не позволяет Заказчику объективно сопоставить предложения участников Конкурса, имеющих исполненный опыт, менее установленного предельного минимального значения, но более чем значение установленное в целях подтверждения наличия опыта в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.

При этом Комиссия ФАС России отметила, что конкурс представляет собой конкурентную процедуру определения подрядчика, где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми помимо начальной (максимальной) цены контракта понимается в том числе и квалификация такого участника.

Изучив Порядок оценки, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что установление предельного минимального значения характеристики по Детализирующему показателю N 1 Критерия в размере 1 000 000 000 руб. не соответствует положениям п. 28 Положения и не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, заключаемого по результатам Конкурса.

Учитывая изложенное, Порядок оценки установлен Заказчиком не в соответствии с требованиями Положения и Закона о контрактной системе, что нарушает п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей до 01.03.2025).

Решение ФАС России от 29.04.2025 по делу N 25/44/99/70