Является ли неустойкой, начисляемой заказчику, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод?
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плата нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод по своей правовой природе не является неустойкой.
Заказчик обязан внести в реестр контрактов информацию об уплате организации водопроводно-канализационного хозяйства (исполнителю) платежей за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций в порядке, предусмотренном для внесения информации и документов в Реестр контрактов об исполнении контракта, в части оплаты по контракту.
Обоснование позиции:
Вначале отметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), и эти нормы применяются к контрактам, если иное не установлено нормами самого Закона N 44-ФЗ (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка, в отличие от убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами, применяется лишь в тех случаях, когда она предусмотрена законом или договором за определенное нарушение (смотрите п. 1 ст. 330, п. 1 ст. 394 ГК РФ). Таким образом, неустойка выполняет две функции: во-первых, она является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 329 ГК РФ), во-вторых, представляет собой меру гражданско-правовой ответственности (п. 2 ст. 330 ГК РФ)
При расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ в целях удовлетворения нужд учреждения в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами (смотрите п. 39 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе..., утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017, постановление АС Центрального округа от 27.08.2020 N Ф10-2955/20, постановление АС Уральского округа от 07.02.2019 N Ф09-8466/18, постановление АС Дальневосточного округа от 27.03.2018 N Ф03-994/18).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. Договор водоотведения является публичным договором (ч. 3 ст. 14 Закона N 416-ФЗ). Существенные условия такого договора определены в ч. 5 ст. 14 Закона N 416-ФЗ, в том числе сроки и порядок оплаты по договору, права и обязанности сторон по договору.
Типовой договор водоотведения утвержден постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 (с изменениями от 28.11.2023 г.) (далее - Типовой договор).
В соответствии с п. 1 Типового договора по указанному договору организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки и порядке, которые определены в настоящем договоре.
Согласно п. 9 Типового договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства РФ. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в течение семи рабочих дней с даты выставления счета. Такие требования в настоящее время установлены постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 644).
Согласно подп. "г" п. 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных указанным Постановлением (далее - Правила), организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Аналогичные условия предусмотрены подп. "г" п. 11 Типового договора.
Порядок расчета размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм. сост.) (рублей) определен п. 197, п. 203 Правил. Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле, определенной п. 123 Правил.
Указанному праву организации водопроводно-канализационного хозяйства корреспондирует обязанность абонента производить оплату по договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с указанными Правилами (подп. "ж" п. 35 Правил, подп. "е" п. 12 Типового договора).
Как видно из содержания указанных выше норм и условий Типового договора, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций являются составной частью оплаты по договору водоотведения.
Полагаем, что такая денежная сумма по своей правовой природе не является неустойкой, поскольку в качестве основания для ее уплаты выступает не нарушение обязательства, а исполнение договорной обязанности абонента оплатить негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - Реестр контрактов), включаются в том числе информация и документы об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта). Такая информация и документы направляются заказчиком для включения в Реестр контрактов не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта) (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ) в порядке, установленном Правительством РФ.
Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждены в настоящее время постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила ведения реестра, Постановление N 60).
Согласно подп. "в" п. 11 Правил ведения реестра в Реестр контрактов подлежат включению информация и документы об уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) аванса, а также оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в том числе платежный документ в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты и сумма оплаты контракта в соответствии с платежным документом.
С учетом сказанного выше, по нашему мнению, заказчик обязан внести в реестр контрактов информацию об уплате организации водопроводно-канализационного хозяйства (исполнителю) платежей за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ и подп. "в" п. 11 Правил ведения реестра для внесения в Реестр контрактов информации и документов об исполнении контракта, в части оплаты по контракту.
Ответ службы Правового консалтинга "Гарант"