Вправе ли заказчик приобрести почтовые марки по цене ниже номинала?

Марки и маркированные конверты в соответствии со ст. 2, 29 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) представляют собой государственные знаки почтовой оплаты (далее также - ГЗПО) и подтверждают оплату услуг почтовой связи, а их продажа (реализация) - отдельную самостоятельную деятельность. АО "Почта России" исключительным (монопольным) правом продажи таких знаков не обладает, равно как не обладает и исключительным правом нанесения таких знаков на письменную корреспонденцию. Законодательством допускается использование организациями, учреждениями франкировальных машин, предназначенных для нанесения на письменную корреспонденцию государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи, даты приема данной корреспонденции и другой информации (ст. 2 Закона N 176-ФЗ). Сама же по себе реализация ГЗПО еще не свидетельствует об оказании услуг общедоступной почтовой связи и может осуществляться иными лицами, в том числе и не в момент оказания собственно услуг почтовой связи (смотрите аналогичный вывод в постановлении Четвертого ААС от 25.04.2016 N 04АП-1597/16).

В то же время статья 29 Закона N 176-ФЗ содержит прямой запрет на реализацию государственных знаков почтовой оплаты ниже их номинальной стоимости (за исключением продажи государственных знаков почтовой оплаты организациям почтовой связи, оказывающим в соответствии с условиями выданных им лицензий универсальные услуги почтовой связи).

В контексте определения цены для целей закупок, осуществляемых заказчиками в соответствии с Законом N 44-ФЗ, данный запрет учитывается - о том свидетельствует актуальная правоприменительная практика, ссылаясь на доводы письма ФАС России от 24.05.2024 г. N ПИ/45116/24 (документ в системе не представлен, к сожалению).

Так, в постановлении Двенадцатого ААС от 5 июля 2024 г. N 12АП-3484/24 по делу N А57-25773/2023, оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 ноября 2024 г. N Ф06-9075/24, указано: "Из письма ФАС России от 24.05.2024 N ПИ/45116/24 следует, что требования Закона о почтовой связи распространяются не только на организации почтовой связи, но и на иных участников деятельности в области почтовой связи, в том числе на лиц, продающих ГЗПО, но не имеющих лицензии на оказание услуг почтовой связи. ФАС России указывает, что заявка участника закупки, который предложил цену почтовых марок ниже их номинальной стоимости, подлежит отклонению, в связи с несоответствием его ценового предложения требованиям законодательства РФ.

С учетом изложенного, исходя из анализа норм права и представленных документов, суд апелляционной инстанции считает, что нормы Закона о почтовой связи не ограничивают регулирование правоотношений только в отношении организаций почтовой связи, и распространяются на иных участников деятельности в области почтовой связи.

Таким образом, реализация государственных знаков почтовой оплаты по цене ниже номинала запрещена Законом N 176-ФЗ любым лицам, не являющимся операторами универсальных услуг почтовой связи".

Ответ службы Правового консалтинга "Гарант"