Устанавливаются ли ограничения допуска иностранной продукции при закупке наконечников бормашины стоматологической?
В соответствии с примечанием к перечню отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Постановлением N 102 (далее - Перечень), при применении Перечня следует руководствоваться как кодом ОКПД 2, так и наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, Постановление N 102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД 2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне (смотрите также письмо Минфина России от 26.08.2021 N 24-06-06/68799, письмо Минфина России от 28.05.2021 N 24-03-06/41824, письмо Минфина России от 27.05.2020 N 24-03-07/44426).
В приведенной ситуации объектом закупки являются:
- наконечник стоматологической бормашины, код позиции КТРУ 32.50.11.000-00000126, которому соответствует наименование вида медицинского изделия 119690: наконечник стоматологической бормашины;
- наконечник бормашины стоматологической, пневматический, код позиции КТРУ 32.50.11.000-00000068, которому соответствует наименование вида медицинского изделия 216740: наконечник бормашины стоматологической, пневматический.
В Перечень включено единственное медицинское изделие, соответствующее коду по ОКПД 2 32.50.11.000: иглы корневые. При этом в Перечне упомянуты наконечники стоматологические турбинные, однако во взаимосвязи с кодом 32.50.13.190 по ОКПД 2. То есть в данном случае отсутствует совпадение кода ОКПД 2 и наименования вида медицинского изделия.
Учитывая сказанное, полагаем, заказчик формально не обязан устанавливать ограничения допуска в соответствии с требованиями Постановления N 102 при закупке упомянутых в вопросе медицинских изделий. Сказанное подтверждает немногочисленная правоприменительная практика (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 19 июня 2020 г. N 054/06/14-1090/2020).
Тем не менее нам удалось найти единичный пример, когда при осуществлении закупки наконечников бормашины стоматологической пневматических заказчиком устанавливались ограничения допуска в соответствии с требованиями Постановления N 102 (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 25 октября 2019 г. N 064/06/69-683/2019).
Необходимо учитывать, что согласно позиции Минфина России коды ОКПД 2, как указанные в коде позиции КТРУ, так и в справочной информации такой позиции, не образуют описания объекта закупки в понимании статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В целях осуществления закупки с использованием позиций КТРУ заказчик соотносит товар, работу, услугу, необходимые заказчику в целях реализации потребности, с размещенными в единой информационной системе в сфере закупок позициями каталога и самостоятельно определяет в отношении конкретной закупки необходимость установления запретов, ограничений и условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, вне зависимости от наличия или отсутствия в составе справочной информации позиции каталога кода ОКПД 2, указанного в нормативных актах, устанавливающих запреты, ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств (смотрите письмо от 24 ноября 2023 г. N 24-03-08/113154 , письмо от 17 февраля 2022 г. N 24-03-07/11125, письмо от 2 марта 2022 N 24-06-08/15042, письмо от 19 августа 2020 г. N 24-06-08/72695, письмо от 19.08.2020 N 24-06-08/72695).
В связи с этим, что в составе справочной информации позиции КТРУ 32.50.11.000-00000126 также упомянут код по ОКПД 2 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки".
Поэтому если в данном случае заказчиком фактически закупаются медицинские изделия, соответствующие наименованию "Наконечники стоматологические турбинные" и коду 32.50.13.190 по ОКПД 2, неустановление ограничений допуска в соответствии с требованиями Постановления N 102 может быть признано неправомерным.
Ответ подготовлен экспертом службы Правового консалтинга "Гарант"