Основные изменения Закона N 44-ФЗ, вступающие в силу 9 мая 2023 года
Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2023 года
При закупке по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ исключительные полномочия на выполнение определенных работ, оказание определенных услуг больше не могут устанавливаться законодательными актами субъекта РФ (с 1 июля 2023 года)
(абзац второй подп. "а" п. 31 ст. 5, ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены в п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Изменения в 44-ФЗ с 9 мая 2023 года
При определении и обосновании НМЦК заказчик вправе определять идентичность и однородность товаров, работ, услуг, сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг без применения методических рекомендаций, предусмотренных ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (с 9 мая 2023 года)
(п. 1 Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены в ч. 17 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
С 3 млн руб. до 10 млн руб. увеличен лимит НМЦК при закупке путем проведения электронного запроса котировок (с 9 мая 2023 года)
(п. 2 Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
Изменен п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ.
До 31 декабря 2026 года не действуют установленные п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ ограничения размера годового объема закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок (с 9 мая 2023 года)
(подп. "г" п. 8 Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
Статья 112 Закона N 44-ФЗ дополнена новой ч. 75.
В описании объекта закупки допускается указание на товарный знак при закупке медизделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии (с 9 мая 2023 года)
(пп. 3 и 6 Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
Изменения внесены в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
В той же норме указано, что перечень названных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством РФ.
Решение врачебной комиссии вносится в реестр контрактов (см. новую редакцию п. 14 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Закупки у единственного поставщика, осуществленные в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не учитываются в составе годовых объемов закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пп. 4, 5 и 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (с 9 мая 2023 года)
(подп. "а" п. 4 Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены в пп. 4, 5 и 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
С 3 млн руб. до 5 млн руб. увеличена сумма закупки товара у единственного поставщика, которую заказчик вправе осуществить в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (с 9 мая 2023 года)
(подп. "в" п. 4 Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
Соответствующим образом изменен абзац первый ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Установлен отдельный годовой объем закупок для закупок товаров в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (с 9 мая 2023 года)
(подп. "в" п. 4 Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
Дополнен абзац первый ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
С 10 до 8 рабочих дней сокращен срок рассмотрения контрольным органом обращения заказчика о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимися (с 9 мая 2023 года)
(подп. "б" п. 4 Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
Изменения внесены в ч. 8 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Установлен новый случай, когда заказчик вправе заключить контракт со "вторым" участником закупки после одностороннего отказа от исполнения контракта (с 9 мая 2023 года)
(пп. 5 и 7 Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
В соответствии с новой редакцией ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт со "вторым" участником закупки в такой ситуации, если контрольный орган принял решение об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о контрагенте, с которым расторгнут контракт, и в решении указано, что надлежащее исполнение контрагентом условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы (см. также новую редакцию п. 2 ч. 10 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
Предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства до 1 января 2025 года. Предусмотрены условия об авансе для таких контрактов (с 9 мая 2023 года)
(подп. "а" и "б" п. 8 Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
Изменена ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Ранее данная норма предусматривала такую возможность до 1 января 2024 года.
Кроме того, в новой ч. 61.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ указано, что указанный контракт может включать следующие условия:
- о размере аванса в отношении этапов исполнения контракта, предусматривающих выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, равном нулю;
- о размере аванса в отношении этапов исполнения контракта, предусматривающих выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, поставку предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного оборудования предусмотрена контрактом), в размере меньшем, чем в отношении этапов исполнения контракта, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
До 1 января 2025 года в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования (с 9 мая 2023 года)
(подп. "в" п. 8 Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
Изменения внесены в ч. 63.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Ранее данная норма предусматривала такую возможность до 1 января 2024 года.
До 31 декабря 2024 года Закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг избирательными комиссиями, находящимися на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (с 9 мая 2023 года)
(подп. "г" п. 8 Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
Статья 112 Закона N 44-ФЗ дополнена новой ч. 74.
Изменения в 44-ФЗ с 1 апреля 2023 года
При применении закрытых конкурентных способов закупок не размещаются на официальном сайте ЕИС, не публикуются в СМИ информация и документы, размещаемые в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений (с 1 апреля 2023 года)
(п. 17 ст. 2, ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
Соответствующим положением дополнен п. 2 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ.
Изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года
Изменить условия строительных контрактов на основании ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ возможно и в 2023 году (с 1 января 2023 года)
(ст. 10, ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 19.12.2022 N 519-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены в ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Теперь данная норма позволяет применять в 2023 году положения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ к строительным контрактам, которые заключены на срок менее одного года. Напомним, что в п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлены случаи и порядок изменения условий строительных контрактов, заключенных на срок не менее одного года.
Нормы об изменении контрактов на выполнение строительных работ распространяются на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр (с 1 января 2023 года)
(подп. "а" п. 3 ст. 1, ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 04.11.2022 N 420-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены в пп. 1.2, 1.3, 8 и 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Пункт 8 ч. 1 ст.93 Закона N 44-ФЗ применяется к заключению контрактов на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (с 1 января 2023 года)
(подп. "в" п. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 04.11.2022 N 420-ФЗ)
Изменен п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Часть 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ о закупке товара у единственного поставщика на электронной площадке дополнена нормами о единственной заявке, которая не была отклонена (с 1 января 2023 года)
(подп. "б" п. 7 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.06.2022 N 231-ФЗ)
Изменены подп. "б" п. 5, подп. "б" п. 6 и п. 8 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Установлено, что при выявлении только одной заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, такой заявке присваивается первый порядковый номер.
Таким образом, оператор электронной площадки передает такую заявку заказчику, заказчик рассматривает ее, включает данные о ней в итоговый протокол и заключает контракт с подавшим ее участником.
Ранее п. 8 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусматривал, что при наличии менее двух заявок, соответствующих требованиям извещения, т. е. при наличии единственной такой заявки, оператор не передает заявку заказчику, а направляет ему уведомление об отсутствии двух надлежащих заявок, а также размещает такое уведомление в ЕИС. Теперь оператор направляет заказчику и размещает в ЕИС уведомление об отсутствии надлежащих заявок.
Исключено положение о том, что на закупки, перечисленные в ч. 4.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, распространяются положения Закона N 44-ФЗ только в случае, если условиями предоставления субсидий предусмотрена передача объектов инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность (с 1 января 2023 года)
(п. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 11.06.2022 N 160-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены в ч. 4.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Единое требование, предусмотренное п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, больше не называется требованием об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов (с 1 января 2023 года)
(п. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 11.06.2022 N 160-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. При этом содержание требования по сути осталось прежним.
Участники электронного конкурса вправе подавать ценовые предложения, предусматривающие снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) ниже нуля (с 1 января 2023 года)
(п. 14 ст. 2 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены в ч. 8 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.
Подача такого ценового предложения означает подачу предложения о размере платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта и указываемой в качестве цены контракта.
Отменен предел в 100 млн руб. при подаче ценового предложения на право заключения контракта в ходе электронного аукциона (с 1 января 2023 года)
(п. 15 ст. 2 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
Признан утратившим силу подп. "г" п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники (с 1 января 2023 года)
(подп. "а" п. 18 ст. 2 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
Ответ подготовлен экспертом службы Правового консалтинга "Гарант"
Часть 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ дополнена новым п. 61.
Появятся положения об использовании в целях закупок электронных подписей иностранными участниками (с 1 января 2023 года)
(подп. "в" п. 5 ст. 5, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
В новой редакции начнет действовать ч. 2 ст. 5 Закона N 44-ФЗ.
Как следует из этой нормы, участники закупок - иностранные лица смогут получать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для использования в целях закупок в удостоверяющих центрах, получивших аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
При этом такие участники вправе использовать для подписания информации и электронных документов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в Российской Федерации.
Ответ подготовлен экспертом службы Правового консалтинга "Гарант"