Может ли заказчик выбрать код ОКПД 2, отличный от кода КТРУ, при закупке товара, на который распространяется ограничение по Постановлению N 1875?

В силу п. 14 ч. 3 ст. 4 и ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) является одним из элементов единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), основной целью создания и ведения которого указано информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок (ч. 1 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). Правила формирования и ведения КТРУ (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования КТРУ (далее - Правила использования КТРУ) на основании ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145).

В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ заказчики при осуществлении закупки по общему правилу обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с Правилами формирования КТРУ с указанной в этой позиции даты начала обязательного применения (п. 3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19). В частности, заказчик обязан указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги (подп. "а" п. 4 Правил использования КТРУ);

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии) (подп. "б" п. 4 Правил использования КТРУ);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (подп. "в" п. 4 Правил использования КТРУ).

В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ. При проведении электронных процедур, в том числе закрытых, характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, указываются с использованием ЕИС (т.е. в "структурированном виде") при формировании извещения, приглашения в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона N 44-ФЗ соответственно. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД 2 (п. 7 Правил использования КТРУ, смотрите также письмо Минфина России от 25.09.2023 N 24-03-09/90944, п. 1.2 письма Минфина России от 18.12.2023 N 24-01-10/122331, п. 1 приложения к письму Минфина России от 27.12.2023 N 24-03-08/126782, письмо Минфина России от 19.03.2024 N 24-01-10/24320).

Как видим, Правилами использования КТРУ установлена обязанность применения информации, включенной в конкретную позицию КТРУ, и только при отсутствии в КТРУ соответствующей позиции заказчик вправе применить код ОКПД 2, описав объект закупки по правилам ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

В связи с этим отметим, что согласно подп. "д" п. 10 Правил формирования КТРУ код ОКПД 2 указывается в справочной информации, включенной в позицию КТРУ. Как указано в письмах Минфина России от 02.03.2022 N 24-06-08/15042, от 17.02.2022 N 24-03-07/11125 и от 24.11.2023 N 24-03-08/113154, такая справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании ст. 33 Закона N 44-ФЗ и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки.

При применении заказчиками "защитных" мер в случае осуществления закупок с предоставлением национального режима в соответствии с требованиями ст. 14 Закона N 44-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875) необходимо учитывать позицию Минфина России, изложенную в информационном письме от 26 июня 2025 г. N 24-01-06/62311.

Как указано в данном письме, Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, и Постановлением N 1875 не предусмотрено использование содержащихся в позиции каталога наименования товара, работы, услуги и кодов по ОКПД 2 для отнесения закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, в отношении которых Постановлением N 1875 применяются соответствующие "защитные" меры.

Согласно Правилам формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, содержащиеся в позиции каталога коды по ОКПД 2 не относятся к описанию объекта закупки в понимании Закона N 44-ФЗ и образуют исключительно справочную информацию (подпункты "г" и "д" пункта 10).

На основании изложенного для отнесения закупаемого заказчиком товара к товарам, в отношении которых применяются соответствующие "защитные" меры, используется наименование товара, указанное в позиции Перечня, вне зависимости от наличия либо отсутствия указания в позиции каталога, используемой заказчиком при осуществлении закупки такого товара, на код по ОКПД 2, содержащийся в такой позиции Перечня.

Аналогичной позиции придерживаются антимонопольные органы (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 9 апреля 2025 г. N 050/06/105-12124/2025).

Применительно к ситуации сказанное означает, если заказчиком приобретаются изделия санитарно-гигиенические - абсорбирующее белье (подгузники (за исключением размера XS (сверхмалые), пеленки), коды по ОКПД 2 - 17.22.12.130, 32.50.50.149, 13.95.10.190, 32.50.50, соответствующие позиции 362 Перечня N 2 к Постановлению N 1875, ограничение, предусмотренное п. 1 указанного постановления, устанавливается вне зависимости от используемого заказчиком кода КТРУ и вне зависимости от наличия в составе такого кода КТРУ, либо в справочной информации к данному коду указания на код по ОКПД 2, упомянутые в позиции 362 Перечня N 2 (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 7 апреля 2025 г. N 075/06/105-174/2025).

Ответ службы Правового консалтинга "Гарант"