Может ли член приемочной комиссии воздержаться при принятии решения о приемке?
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта (далее также - приемка результатов исполнения по контрату) может создаваться приемочная комиссия, состоящая не менее чем из пяти человек. Приемочная комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании приемочной комиссии участвует не менее чем пятидесяти процентов общего числа ее членов. При этом полномочия члена приемочной комиссии не могут быть переданы другому лицу.
В силу ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов исполнения контракта осуществляется в установленные контрактом порядке и сроки и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. Частью 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, определяющей порядок электронного актирования, также установлено требование о подписании электронного документа о приемке членами комиссии, для случаев, когда такая комиссия заказчиком создана.
Из приведенных норм следует, что формирование приемочной комиссии является правом - не обязанностью заказчика*(2). Но если решение о создании такой комиссии принято, заказчик обязан обеспечить ее состав - не менее пяти человек. Причем из указаний ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ о том, что комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в ее заседании участвуют не менее пятидесяти процентов общего числа ее членов, следует, что требование о подписании документа о приемке "всеми членами комиссии" будет соблюдено и в том случае, если комиссия не соберется полным составом при соблюдении пятидесяти процентов общего числа ее членов при приемке. Оформление документа о приемке исполнения по контракту комиссией в таком случае следует полагать надлежащим. Так, например, при минимальном составе комиссии - пять человек в приемке исполнения по контракту с подписанием документа о приемке должны участвовать не менее трех ее членов.
Возможности воздержания от подписания, выборочного подписания документа о приемке теми членами комиссии, которые в такой приемке участвуют, Закон N 44-ФЗ не предусматривает, равно как не устанавливает условия о наличии кворума для признания состоявшимся решения комиссии о том, принят результат исполнения контракта или нет. Напротив, правило ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ о подписании документа о приемке всеми (присутствующими при приемке) членами комиссии опровергает саму идею такого кворума. Представляется, что в случае, когда некоторые или все члены комиссии не согласны подписать акт о приемке товаров (работ, услуг), они должны составить документ с изложением причин своего отказа от подписания указанного акта. Такой документ может послужить основой для мотивированного отказа от приемки товаров (работ, услуг), направляемого заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), согласно тем же нормам ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
Разумеется, член приемочной комиссии, принимающий участие в приемке исполнения по контракту, может воздержаться от принятия решения при приемке товара, от подписания документа о приемке. Последствием такого решения будет составление комиссией мотивированного отказа от подписания документа о приемке в целом с подписанием такого документа всеми членами комиссии, принимающими участие в приемке.
Вместе с тем отметим, что ни статья 94 Закона N 44-ФЗ, ни иные нормы этого закона не ограничивают право заказчика создавать больше одной приемочной комиссии. Порядок формирования приемочной комиссии и утверждения заказчиком решения о ее создании положениями Закона N 44-ФЗ не регламентирован (смотрите письмо Минфина России от 16.01.2020 N 24-03-08/1616). По общему правилу чч. 6 и 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ результат, предусмотренный контрактом, в любом случае принимается заказчиком. Вопрос об организации приемки (включая организацию проведения экспертизы) исполнения по контракту решается по усмотрению заказчика. Последний вправе как не формировать никаких комиссий, поручив функции по приемке (включая экспертизу) конкретным лицам на постоянной либо разовой основе, так и сформировать любое количество комиссий (разумеется, при соблюдении требования о минимальном количестве членов каждой комиссии - пяти человек), действующих на постоянной или разовой основе. На практике возможны различные варианты формирования комиссии. Например, отдельная комиссия может быть создана для приемки тех или иных товаров, работ, услуг.
При этом поскольку иное не следует из Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе определить категории (виды) контрактов, исполнение по которым может приниматься без участия приемочной комиссии, или наоборот, категории контрактов, результат исполнения которых принимается исключительно комиссией.
Ответ службы Правового консалтинга "Гарант"