Декларирование факта отсутствия товаров в реестре российской промышленной продукции в рамках закупок по Закону N 44-ФЗ
Отдельными положениями постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875) предусмотрена необходимость декларирования факта отсутствия в реестре российской промышленной продукции товаров, указанных в позициях 1-433 приложения N 2 данного постановления с характеристиками, соответствующими потребности заказчика (далее - декларирование отсутствия товара в реестре РПП), а также декларирования факта отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, не указанных в позициях 1-145 приложения N 1 к указанному постановлению, позициях 1-433 приложения N 2 к Постановлению N 1875 (далее - декларирование отсутствия производства товара на территории РФ).
Такая необходимость установлена:
- подп. "б" п. 5 Постановления N 1875;
- п. 7 Постановления N 1875.
Первый случай касается ситуации, когда заказчиками может не применяться запрет, предусмотренный п. 1, подп. "ж" п. 4 Постановления N 1875, тогда в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, в заключаемом с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракте (договоре) декларируется:
- отсутствие в реестре российской промышленной продукции товаров, указанных в позициях 1-433 приложения N 2 к Постановлению N 1875, с характеристиками, соответствующими потребности заказчика;
- отсутствие на территории Российской Федерации производства товаров, указанных в позициях 434-465 приложения N 2 к Постановлению N 1875.
То есть в соответствии с требованиями подп. "б" п. 5 Постановления N 1875 декларирование осуществляется в целях неприменения запрета.
Однако, как следует из того же пункта, необходимость такого декларирования предусмотрена для случая осуществления в соответствии с Законом N 44-ФЗ закупок указанных товаров (в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг), работ, услуг заказчиком из числа заказчиков, предусмотренных подп. "а" п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ или иными заказчиками в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Законом N 44-ФЗ, Законом N 223-ФЗ.
Соответственно, если заказчик не относится к числу вышеупомянутых заказчиков, требования подп. "б" п. 5 Постановления N 1875 на него не распространяются (смотрите также материал: Энциклопедия решений. Закупки по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ, при которых запрет закупок иностранных товаров, работ, услуг может не применяться заказчиком).
Второй случай (подп "а" п. 7 Постановления N 1875) касается особенностей описания объекта закупки, являющегося товаром (в том числе поставляемым при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), производство которого на территории Российской Федерации отсутствует при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ и заключается в следующем:
1) при осуществлении закупки товаров, указанных в позициях 1-433 приложения N 2 к Постановлению N 1875, производство которого на территории Российской Федерации отсутствует, заказчик:
- декларирует в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) факт отсутствия в реестре РПП такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика;
- указывает в описании объекта закупки характеристики товара, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в реестре РПП;
- направляет до начала осуществления закупки в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации уведомления об отсутствии закупаемого товара в реестре российской промышленной продукции (далее - уведомления об отсутствии товара в реестре РПП), которое должно содержать информацию, указанную в подп "а" п. 7 Постановления N 1875;
- включает в описание объекта закупки копию вышеупомянутого уведомления об отсутствии товара в реестре РПП (абзац третий подп "а" п. 7 Постановления N 1875).
2) при осуществлении закупки товаров, не указанных в позициях 1-145 приложения N 1 и позициях 1-433 приложения N 2 к Постановлению N 1875, заказчик:
- декларирует в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) факт отсутствия на территории Российской Федерации производства такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика;
- указывает в описании объекта закупки характеристики товара, потребность в котором имеется у заказчика и производство которого на территории Российской Федерации отсутствует (абзац четвертый подп "а" п. 7 Постановления N 1875).
При применении подп "а" п. 7 Постановления N 1875 необходимо учитывать, что согласно ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ при описании являющегося объектом закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 14 данного закона запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения.
Указание подп "а" п. 7 Постановления N 1875 на необходимость декларирования отсутствия товара в реестре РПП и отсутствия производства товара на территории РФ осуществляется в целях подтверждения обоснованности указания в описании объекта закупки характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика и производство которого на территории Российской Федерации отсутствует, без учета требований, установленных ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ (смотрите п. 1 письма Минфина России от 25 июля 2025 г. N 24-06-06/72389). При этом, как разъясняется в письме Минфина России от 25 июля 2025 г. N 24-06-06/72099, указанные в абзаце третьем подп. "а" п. 7 Постановления N 1875 особенности применяются при описании объекта закупки, являющегося товаром, производство которого на территории Российской Федерации отсутствует и который указан в позициях 1-433 приложения N 2 к Постановлению N 1875, вне зависимости от применяемой при осуществлении закупок такого товара "защитной" меры.
Равным образом законодателем не исключается применение защитной меры - ограничения в случае закупки товара или товаров, указанных в абзаце 3 подпункта "а" пункта 7 Постановления N 1875 (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 июля 2025 г. N 024/06/106-2121/2025).
Особо отметим, если заказчиком в соответствии с абзацем третьим подп "а" п. 7 Постановления N 1875 при закупке товаров из Российской Федерации, указанных в позициях 1-433 приложения N 2 к данному постановлению задекларировано отсутствие в реестре РПП такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, информацией и документами, подтверждающими страну происхождения товара, является указание в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения товара (подп. "з" п. 3 Постановления N 1875). При этом если в ходе осуществления такой закупки подана заявка на участие в закупке, признанная по результатам ее рассмотрения соответствующей установленным в соответствии с Законом N 44-ФЗ требованиям и содержащая предложение о поставке такого товара, включенного в реестр РПП или евразийский реестр промышленных товаров, и предусмотренный подп. "а" или "б" п. 3 Постановления N 1875 номер реестровой записи, то заявка, содержащая указание наименования страны происхождения товара, приравнивается к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства (подп. "ц" п. 4 Постановления N 1875).
Таким образом, декларирование отсутствия товара в реестре РПП и отсутствия производства товара на территории РФ в соответствии с требованиями подп "а" п. 7 Постановления N 1875 необходимо тогда, когда заказчик не может выполнить требования ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ по причине отсутствия товаров российского происхождения.
Еще один случай, при котором декларируется отсутствие российских товаров, установлен подп. "г" п. 7 Постановления N 1875, согласно которому установленные подп. "в" п. 7 Постановления N 1875 особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не применяются, в частности, если в реестре РПП отсутствуют указанные в позициях 1-433 приложения N 2 к данному постановлению товары с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, отсутствует производство на территории Российской Федерации товаров, указанных в позициях 434-465 приложения N 2 к данному постановлению, которые декларируются в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), начальной цены единицы работы, услуги. В случаях, при которых такое обоснование в соответствии с Законом N 44-ФЗ не составляется, отсутствие производства такого товара на территории Российской Федерации декларируется в контракте.
Указанное требование о необходимости декларирования отсутствия российских товаров при обосновании/определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), установлено вне зависимости от применения заказчиком "защитной" меры и способа осуществления закупки. При этом не вполне понятно, как должно применяться данное требование при осуществлении закупок, не требующих оформления контракта, подписанного обеими сторонами (например, закупок малого объема).
Текст указанной номы фактически дублирует положения подп. "б" п. 5 Постановления N 1875 и, полагаем, касается случая неприменения запрета заказчиками, упомянутыми в данном пункте, что вполне логично, так как при осуществлении закупки у единственного поставщика заказчик вправе не устанавливать ограничения и формально может осуществить закупку товара иностранного происхождения при наличии аналога в реестре РПП.
Ни Законом N 44-ФЗ, ни Постановлением N 1875 не предусмотрено правил сбора информации, в целях декларирования отсутствия товаров российского происхождения. Равным образом, не установлены и требования к источникам такой информации. Соответственно, при решении данного вопроса заказчики самостоятельно анализируют товарный рынок и принимают решение на основании сведений, содержащихся в реестре РПП, в общедоступных источниках или полученных на основании запросов у производителей о необходимости декларирования отсутствия товаров российского происхождения.
При этом как показывает практика, в случае нарушения установленного Постановлением N 1875 порядка такого декларирования, в том числе в случае несоблюдения требования о декларировании отсутствия товара в реестре РПП, заказчик может быть привлечен к административной ответственности (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 июля 2025 г. N 050/06/105-24750/2025, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 29 июля 2025 г. N 054/06/14-2008/2025, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 июля 2025 г. N 061/06/42-2328/2025).
По вопросу направления уведомлений об отсутствии закупаемого товара в реестре российской промышленной продукции отметим следующее.
Согласно информации, размещенной на сайте Минпромторга России (Виртуальная приемная / Минпромторг России), уведомления об отсутствии закупаемого товара в реестре российской промышленной продукции согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 N 1875 (при осуществлении закупки товаров, указанных в позициях 1-433 приложения N 2 к постановлению N 1875) необходимо направлять посредством Государственной информационной системы промышленности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://gisp.gov.ru/bpm/service/pp1875notif.
Также отметим, исходя из требований абзаца третьего подп "а" п. 7 Постановления N 1875, в уведомлении об отсутствии закупаемого товара в реестре РПП указываются сведения о каждом товаре, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в реестре РПП, в том числе характеристики такого товара.
Ответ службы Правового консалтинга "Гарант"