Как предусмотреть аванс при закупках по 223-ФЗ?
Размер и порядок авансирования при закупках по Закону № 223-ФЗ зависит от формы организации заказчика. Смотрите все виды форм организации заказчика, которые устанавливают разный размер аванса по 223-ФЗ.
Автономные учреждения обязаны применять правила выплаты аванса, которые установили федеральные, региональные или муниципальные органы власти. Например, для федеральных автономных учреждений Положение № 1496 обязательно. Вывод следует из части 3.11-1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ. Позицию подтвердили специалисты Минфина в письме от 15.03.2018 № 09-01-09/16085.
Бюджетные учреждения при работе по Закону № 223-ФЗ также обязаны применять федеральные, региональные и муниципальные правила авансирования. Унитарные предприятия учитывают правила, если обязанность установили Правительство, региональные или муниципальные органы власти.
Остальные заказчики самостоятельно решают, в каких случаях и в каком размере платить аванс. Порядок оплаты, в том числе авансирования, прописывают в документации и проекте договора на основании ГК и Положения о закупке. Например, стороны вправе предусмотреть условие о предоплате товара в договоре поставки.
Если срок авансирования в договоре не предусмотрите, выплатить аванс нужно в течение семи календарных дней с даты, когда поставщик потребует аванс. Вывод следует из частей 1 и 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, пункта 2 статьи 314, пункта 5 статьи 454, пункта 1 статьи 487 ГК.
Как прописать порядок авансирования в документации и договоре по 223-ФЗ
Заказчик обязан указать в документации порядок и сроки оплаты. Поэтому, если предусмотрели аванс, напишите в документации, в каком размере, на каких условиях и в каком порядке перечислите деньги контрагенту. Вывод следует из пункта 6 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
Закон № 223-ФЗ не регламентирует порядок авансирования, который необходимо прописать в договоре. Например, вправе ли заказчик не указывать точный размер аванса, а использовать формулировки «не более», «до». Однако специалисты ФАС считают, что нужно писать точный размер аванса. За неопределенные формулировки штрафуют. Основание – заказчик неверно прописал порядок оплаты, а значит, нарушил пункт 6 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Штраф на должностное лицо составит от 2000 до 3000 руб., организацию – от 5000 до 10 000 руб. по части 7 статьи 7.32.3 КоАП. Такую позицию ФАС высказала в решении от 12.01.2017 № 17/1580/17, 223ФЗ-22/17, постановлении от 30.03.2017 № 17/20630/17, 223ФЗ-215/16/АК146-17.
Заказчики по Закону № 223-ФЗ вправе использовать аванс как преференцию для субъектов МСП – участников программы партнерства. Размер аванса – не менее 30 процентов от суммы договора. Об этом сказано в пункте 17 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352. Например, в пункте 194 Положения о закупке ОАО «РЖД» сказано:
Еще один вариант использовать аванс – в качестве критерия оценки заявок. В этом случае заказчик вправе прописать условие о размере аванса «не более» или «до». Заказчик самостоятельно решает, какие критерии использовать для оценки заявок. Однако порядок оценки необходимо прописать в документации и применять ко всем участникам закупки. Вывод следует из части 2 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и судебной практики.
ПРИМЕР
заказчик оценил заявки по размеру авансирования
Заказчик закупал работы по монтажу тепловой, противопожарной, звуковой изоляции. Для оценки заявок использовал три критерия:
Критерий |
Значимость (%) |
Цена договора |
80 |
Размер аванса |
10 |
Опыт аналогичных работ |
10 |
Предложения по критерию «размер аванса» заказчик оценивал по шкале:
- 0 процентов – 100 баллов;
- до 10 процентов – 70 баллов;
- от 11 до 19 процентов – 40 баллов;
- от 20 до 25 процентов – 10 баллов.Суд не нашел нарушений в порядке оценки заявок (решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2016 № А56-83919/2015).СИТУАЦИЯНет, у исполнителя нет права требовать оплату даже выполненных работ. Оснований удерживать аванс также нет.Заказчик может сослаться на то, что исполнитель работал при отсутствии контракта. Выполнение работ в целях удовлетворения государственных нужд без контракта не дает исполнителю права требовать оплату согласно постановлению Президиума ВАС от 28.05.2013 № 18045/12. Оснований для удержания аванса у исполнителя нет. Вывод следует из решения Арбитражного суда Севастополя от 23.01.2019 № А84-2224/18.
- © Материал из Справочной системы «Госзаказ».