Должны ли автономные учреждения руководствоваться постановлением Правительства РФ N 1875?

С 01.01.2025 вступает в действие постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Учреждение работает по Закону N 223-ФЗ и является автономным учреждением.

1. Согласно подп. "м" пункта 4 распространяется ли на автономное учреждение пункт 1? Если распространяется, то как учреждению применять остальные пункты?

2. Согласно подп. "г" пункта 4 можно ли лекарственные препараты из разных перечней закупать путем заключения одного договора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. Автономные учреждения обязаны применять запрет, ограничение, преимущество, предусмотренные рассматриваемым Постановлением, но не обязаны применять предусмотренную этим Положением минимальную долю закупок товаров российского происхождения.

2. Даже если один из законов о закупках разрешает приобретение лекарственных средств с разными МНН, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты могут приобретаться совместно с иными лекарственными препаратами, только если они включены в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации.

Обоснование позиции:

1. В соответствии с подп. "м" п. 4 постановления Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. N 1875 (далее - Постановление) предусмотренные п. 1 того же Постановления запрет, ограничение, преимущество не распространяются на закупки, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ (далее - Закон N 223-ФЗ) отдельными заказчиками, указанными в абзаце втором подп. "л" п. 4 Постановления, за исключением закупок товаров, работ, услуг, необходимых для целей, перечисленных в приводимом подпункте.

В свою очередь. согласно подп. "л" п. 4 Постановления предусмотренная п. 2 данного Постановления минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения по перечню согласно приложению N 3 к Постановлению:

- применяется при осуществлении закупок (в соответствии с Законом N 223-ФЗ) отдельными заказчиками, являющимися хозяйственными обществами, указанными в пп. 1-3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, за исключением хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2004 г. N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" (далее - Реестр ОПК), а также хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее совместно - организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности) (абзац второй подп. "л" п. 4 Постановления);

- не применяется при осуществлении закупок (в соответствии с Законом N 223-ФЗ) заказчиками, не относящимися к хозяйственным обществам, указанным в пп. 1-3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, а также заказчиками, являющимися хозяйственными обществами, включенными в Реестр ОПК, или хозяйственными обществами, осуществляющими регулируемые виды деятельности (абзац третий подп. "л" п. 4 Постановления).

Для твердого понимания приведенных норм необходимо учесть, что в пп. 1-3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ перечисляются разные категории хозяйствующих субъектов, относимых этими нормами к заказчикам, руководствующимся этим Законом, а именно:

- государственные корпорации (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

- государственные компании (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

- публично-правовые компании (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

- субъекты естественных монополий (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), за исключениями, установленными п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ;

- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), за исключениями, установленными п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ;

- автономные учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минфина России от 05.03.2022 N 24-07-08/16225);

- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (публично-правовые образования (пп. 5, 6 ст. 66, ст. 125 ГК РФ)) в совокупности превышает 50% (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минфина России от 21.12.2017 N 24-04-08/85446);

- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам (п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), за исключениями, установленными п. 2 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ;

- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам (п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), за исключениями, установленными п. 3 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ;

- бюджетные учреждения и государственные и муниципальные унитарные предприятия при наличии утвержденного и размещенного в единой информационной системе (далее - ЕИС) в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ положения о закупке в части закупок за счет источников, указанных в ст. 15 Закона N 44-ФЗ (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

- федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2016 г. N 2931-р, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ и (или) на приобретение на территории РФ объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ (п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

Таким образом, хозяйственные общества - одна из категорий, видов хозяйствующих субъектов, относимых к заказчикам, руководствующимся Законом N 223-ФЗ, приведенными нормами, наряду с другими категориями, видами юридических лиц иных организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (смотрите главу 4 ГК РФ, в первую очередь - п. 2 ст. 48 ГК РФ). Хозяйственные общества - это акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, коммерческие организации, уставные капиталы которых разделены на доли (п. 2 ст. 50, пп. 1, 4 ст. 66 ГК РФ). Автономные учреждения, государственные и муниципальные, - один из видов учреждений, то есть унитарных некоммерческих организаций (подп. 8 п. 3 ст. 50, ст. 123.22 ГК РФ) - к ним принципиально относиться не могут, это совершенно иная организационно-правоая форма юридического лица.

Однако из приведенных норм видно, что Закон N 223-ФЗ распространяется отнюдь не на все хозяйственные общества, но только на те, которые соответствуют установленным этими нормами признакам. Заметим, что в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ о хозяйственных обществах, в уставных капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более 50%, и об организациях, которые осуществляют регулируемые виды деятельности (в том числе в сфере естественных монополий), говорится как о разных категориях субъектов. Вместе с тем очевидно, что на практике они могут частично совмещаться, например, если акционерное общество, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации составляет более 50%, осуществляет регулируемые виды деятельности. Поэтому, на наш взгляд, следует говорить, что ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ устанавливает различные основания распространения этого Закона на закупки юридических лиц, - признаки, которые у отдельных организаций могут и совпадать. Это видно, в частности, из п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, устанавливающей исключение для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в небольших объемах, однако содержащей оговорку, что это исключение не касается хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более 50%. Иными словами, законодатель исходит из того, что наличие у организации любого одного из признаков, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, достаточно для распространения на организацию действия Закона N 223-ФЗ.

С учетом сказанного выше указания абзаца второго подп. "л" п. 4 Постановления следует понимать как определение конкретных отдельных заказчиков, обязанных применять минимальную долю закупок товаров российского происхождения, - хозяйственных обществ, которые (а) относятся к заказчикам в силу указаний пп. 1-3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (а не к любым хозяйственным обществам), но (б) не относятся к тем из них, которые (б.1) включены в Реестр ОПК или (б.2) являются заказчиками только в силу осуществления ими регулируемых видов деятельности. Иначе говоря, слова "указанные в пп. 1-3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ" только уточняют, о каких именно хозяйственных обществах идет речь, и не касаются иных категорий заказчиков, перечисленных в данных нормах.

Поскольку автономные учреждения не являются хозяйственными обществами по определению, их это указание не касается, они не обязаны применять минимальную долю закупок товаров российского происхождения, на что и указывает абзац третий подп. "л" п. 4 Постановления, одновременно подчеркивая, что это касается и тех заказчиков из числа хозяйственных обществ, которые подпадают под исключения, предусмотренные абзацем вторым подп. "л" п. 4 Постановления.

Однако поскольку подп. "м" п. 4 Постановления говорит об отдельных заказчиках, указанных в абзаце втором подп. "л" п. 4 Постановления (одновременно устанавливая исключения из предусмотренного им исключения (частного правила) и для них), это означает, что и предусмотренное им исключение обязательного применения предусмотренных п. 1 Постановления запрета, ограничения, преимуществ распространяется только на хозяйственные общества, являющиеся заказчиками по Закону N 223-ФЗ, но не относятся к тем из них, которые включены в Реестр ОПК или являются заказчиками только в силу осуществления ими регулируемых видов деятельности. Автономных учреждений это, безусловно, не касается.

Таким образом, автономные учреждения обязаны применять запрет, ограничение, преимущество, предусмотренные Постановлением, но не обязаны применять предусмотренную этим Положением минимальную долю закупок товаров российского происхождения.

2. Относительно закупок лекарственных препаратов прежде всего напомним, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями (далее совместно - МНН) при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, а также лекарственные средства с МНН и торговыми наименованиями. Именно к этому указанию определенно относится примечание во вторых скобках в абзаце двенадцатом подп. "г" п. 4 Постановления. Закон N 223-ФЗ такого рода указаний не содержит, однако, видимо, разработчики Постановления допускают появления в нем подобных норм в будущем, поэтому Закон N 223-ФЗ также упоминается в том же примечание. Общий же смысл этого примечания сводится к тому, что правило, установленное предыдущим текстом, не относится к тем случаям, когда один из указанных законов сам по себе уже запрещает объединение в объекте одной закупки, предмете одного контракта приобретения лекарственных средств с разными МНН. В принципе, такое указание могло бы предварять установление общего правила примерно в следующем виде: "Даже если один из законов о закупках разрешает приобретение лекарственных средств с разными МНН...

Само же по себе общее правило, устанавливаемое абзацем двенадцатым подп. "г" п. 4 Постановления, состоит в запрете одновременной закупки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. N 2406-р (далее - ЖНВЛП), и не включенных в него. Одновременно (в первых скобках) из этого правила установлено исключение в отношении лекарственных препаратов, включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2010 г. N 1141-р.

Суммируя сказанное, в упрощенном виде норма абзаца двенадцатого подп. "г" п. 4 Постановления может быть изложена в следующем виде: "Даже если один из законов о закупках разрешает приобретение лекарственных средств с разными МНН, ЖНВЛП могут приобретаться совместно с иными лекарственными препаратами, только если они включены в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации".

Ответ службы Правового консалтинга "Гарант"