Закупка услуг частной охраны в соответствии с Законом N 44-ФЗ
Частная охранная деятельность не распространяется на объекты, перечисленные в ст. 6 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", Приложении N 1 к постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
1. Выбор способа закупки
Заказчик вправе осуществить закупку услуг частных охранных организаций (код 80.10.12.200 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) любым способом, указанным в ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) - как конкурентным способом, так и у единственного поставщика.
Закупку у единственного поставщика заказчик может осуществить по следующим основаниям (ст. 93 Закона N 44-ФЗ):
- п. 4 ч. 1 ст. 93 - осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тыс. руб.;
- п. 5 ч. 1 ст. 93 - осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры на сумму, не превышающую 600 тыс. руб.;
- п. 23 ч. 1 ст. 93 - заключение контракта на оказание услуг по охране в случае, если данные услуги оказываются другому лицу (лицам), пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании. При этом стоит иметь в виду, что заключить контракт на оказание таких услуг во всем здании по данному основанию нельзя, т.к. только часть расположенных в нём помещений принадлежит заказчику. Если заключение контракта непосредственно с исполнителем указанных услуг невозможно, заказчик имеет право заключить контракт, который предусматривает оплату стоимости оказанных услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих ему в общей площади здания, с лицом, заключившим договор на оказание услуг частной охраны.
2. Планирование закупки
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (как конкурентные закупки, так и закупки у единственного поставщика) и, соответственно, оплачены.
При формировании позиции плана-графика закупки заказчик осуществляет определение кода (кодов) товаров (работ, услуг), планируемых к закупке, по ОКПД2 и кода (кодов) позиции Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, а также начальной (максимальной) цены контракта.
При формировании лота (позиции плана-графика закупок) заказчику необходимо учитывать следующее.
Перечень услуг, которые разрешается предоставлять в целях охраны, установлен ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Данный перечень, среди прочих услуг, включает охрану объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, а также охрану объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны. Это две самостоятельные услуги. Провести закупку данных услуг в одном лоте заказчик не вправе (письмо ФАС России от 29.07.2020 N МЕ/64555/20).
По ОКПД2 услуги частной охраны относятся к виду 80.10.12 "Услуги охраны". При этом указанные услуги входят в комплекс услуг, относящихся к виду 81.10.10 "Услуги по комплексному обслуживанию помещений" (осуществить закупку услуг охраны по данному коду ОКПД2 возможно только в комплексе с другими услугами, которые входят в этот код - общая уборка, техническое обслуживание, вывоз мусора, обеспечение охраны и безопасности и другие) и к виду 91.03.10 "Услуги, связанные с деятельностью по использованию исторических мест, зданий и аналогичных туристических достопримечательностей" ("Услуги по охране исторических мест, памятников и зданий").
Каталог товаров, работ, услуг содержит несколько позиций продукции, которые относятся к коду ОКПД2 80.10.12 - 80.10.12.000-00000013 "Услуги частной охраны (Патрулирование)", 80.10.12.000-00000002 "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)" и другие. Все позиции являются обязательными для применения. Позиция КТРУ 91.03.10.000-00000001 "Услуги, связанные с деятельностью по использованию исторических мест, зданий и аналогичных туристических достопримечательностей" обязательна к применению с 01.01.2025.
При выборе позиции КТРУ следует учитывать, что обязанность применить конкретную позицию КТРУ у заказчика возникает в случае, если характеристики, содержащиеся в позиции, в наибольшей мере учитывают потребности заказчика в данном виде услуги. Если характеристики услуги в конкретной позиции КТРУ не позволяют заказчику осуществить закупку, отвечающую его нуждам, он вправе не применять данную позицию КТРУ. Описание объекта закупки в данном случае осуществляется согласно правилам, установленным ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Необходимо отметить, что п. 5 Правил использования КТРУ предоставляет заказчику право указать в извещении дополнительную информацию о предмете закупки, а также дополнительные характеристики услуги, которые не предусмотрены выбранной позицией каталога. Описание дополнительных характеристик осуществляется в этом случае согласно ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Если заказчик указывает дополнительную информацию об объекте закупки, то он обязан включить в описание услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания услуги в позиции каталога) (п. 6 Правил использования КТРУ). При использовании позиции КТРУ, в которой отсутствуют характеристики услуги, заказчик осуществляет описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Позиция КТРУ 91.03.10.000-00000001 "Услуги, связанные с деятельностью по использованию исторических мест, зданий и аналогичных туристических достопримечательностей" не содержит сведений о характеристиках услуги, лишь единицу измерения. Применяя указанную позицию КТРУ, заказчик в извещении будет указывать только наименование и единицу измерения услуги, а характеристики формировать согласно правилам ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком в соответствии с приказом Росгвардии от 15.02.2021 N 45 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг". Указанный Порядок может не применяться при осуществлении закупок охранных услуг у единственного исполнителя, в случае, определенном п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 1 приказа Росгвардии от 15.02.2021 г. N 45).
Информация о закупке у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, включается в план-график закупок в размере годового объема финансового обеспечения таких закупок (подп. "г" п. 5 постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 "О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации"). При этом согласно ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан определить цену каждого контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
При определении НМЦК необходимо учитывать, что осуществление любой закупки возможно только в пределах лимитов бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, письмо Минфина России от 01.11.2021 N 24-06-06/88229).
Разместить в ЕИС извещение об осуществлении закупки (заключить контракт с единственным поставщиком) заказчик вправе не ранее чем по истечении одного дня со дня внесения соответствующих изменений в план-график закупок (ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
3. Требования к участникам закупки
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг частной охраны осуществляется только на основании лицензии (п. 32 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"). Реестр лицензий формируется Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардией) в электронном виде (https://rosguard.gov.ru/ru/page/index/proverka-otkrytyx-dannyx-licenzij) (п. 2 Правил ведения реестров лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности и предоставления сведений из них, утв. постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности").
В силу ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчик при проведении закупки конкурентными способами и у единственного поставщика в соответствии с п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 обязан установить единые требования к участникам закупки. В случае если начальная (максимальная) цена контракта (сумма НМЦК в случае проведения совместного аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик устанавливает дополнительное требование к участнику закупки в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 31 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлены дополнительные требования к участникам закупки при проведении конкурентных процедур. Разделом VI постановления N 2571 установлены требования к участникам закупки услуги по обеспечению охраны объектов (территорий) (п. 34). Положения указанного постановления могут не применяться заказчиком при осуществлении закупки, начальная (максимальная) цена контракта которой не превышает 500 тыс. рублей (п. 3 постановления N 2571, письмо Минфина России от 14.04.2023 N 24-06-09/33774).
Согласно ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Если заказчик данное требование к участнику закупки не устанавливает на основании ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, то в силу подп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 заказчик обязан установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций и (или) мер ограничительного характера. Установить оба требования заказчик не вправе (письмо Минфина России от 27.06.2022 N 24-01-09/61077).
4. Применение национального режима
Запреты, ограничения допуска и условия допуска к услугам, оказываемыми иностранными лицами, при осуществлении закупки услуг частной охраны не применяются.
5. Особенности условий контракта
Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 утвержден типовой контракт на оказание охранных услуг (для закупки услуг с кодом по ОКПД2 - 80.10.12). Согласно информационной карте типового контракта (приложение N 2 к приказу N 149) он применяется при любом размере начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Стоит обратить внимание, что п. 3.1. типового контракта установлена этапность исполнения контракта - календарный месяц. При этом и оплачивать оказанные услуги согласно п. 5.4. типового контракта заказчик обязан ежемесячно.
В соответствии с ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условия типовых контрактов, утвержденные до дня вступления в силу указанного закона, применяются в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ, до утверждения Правительством РФ типовых условий контрактов.
6. Заключение контракта, включение информации в реестр контрактов
Контракт по итогам проведения электронной процедуры заключается с использованием ЕИС в порядке, установленном ст. 50 (по результатам электронного запроса котировок) и ст. 51 (по результатам электронного конкурса или аукциона) Закона N 44-ФЗ. Контракт формируется заказчиком и подписывается в ЕИС в структурированном виде ("цифровой контракт").
Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по основаниям, предусмотренным п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, осуществляется без использования ЕИС.
В силу ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных п. 4 и п. 5, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок. Требования частей 4 - 9, 11 - 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ могут к указанному контракту не применяться.
Информацию о заключенном контракте заказчик обязан включить в реестр контрактов в срок, определенный ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, установлен постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ информация о контрактах, заключенных с единственным поставщиком по основаниям, предусмотренным п. 4 и п. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в реестр контрактов не включается.
Заказчики, входящие в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.10.2021 N 3095-р, информацию и документы в реестре контрактов размещают в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" (ч. 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
7. Случаи изменения условий контракта
Изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон лишь в случаях, указанных в ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
С 01.01.2025 соглашения об изменении и расторжении контракта, заключенного по итогам проведения электронных процедур, в соответствии с ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ подписываются в структурированной форме с помощью ЕИС (абз. 11 пп. "б", пп. "г" п. 33 ст. 5).
Сведения об изменении/расторжении контрактов, информация о которых включена в реестр контрактов, подлежат включению заказчиком в реестр контрактов в срок, определенный ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
Ответ службы Правового консалтинга "Гарант"