Как заключить контракт в результате обстоятельств непреодолимой силы или чрезвычайной ситуации?

В рекомендации — все ситуации, когда можно воспользоваться правом заключить прямой контракт в результате ЧС или режима повышенной готовности. Смотрите, когда ситуацию признают чрезвычайной и на каких условиях заключить контракт с едпоставщиком.

Заказчик вправе не применять конкурентные процедуры, а заключить прямой контракт, но только в исключительных обстоятельствах. Такие обстоятельства указаны в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, на основании данного пункта и заключают сделку.

Когда можно воспользоваться пунктом 9 части 1 статьи 93

По пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно закупать любые товары, работы, услуги вследствие:

  • предупреждения ЧС (режим повышенной готовности);
  • ликвидации ЧС;
  • обстоятельств непреодолимой силы;
  • оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме;
  • аварии;
  • оказания гуманитарной помощи.Заключите контракт с единственным поставщиком по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, только если вам не хватает времени на конкурентную закупку. При этом убедитесь, что ваша ситуация действительно относится к чрезвычайной или непреодолимой. Иначе есть риск, что суд признает закупку незаконной (решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.11.2014 по делу № А14-10136/2014).Условие 1. Ограниченный объем поставки. Закупить ТРУ можно только в количестве и объеме, которые необходимы для оказания медицинской помощи, либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.Условие 3. Необоснованность конкурентной закупки. Прямой контракт заключают, только если применение конкурентных способов требует затрат времени, что нецелесообразно.ПРИМЕРЗаказчик заключил контракт на ремонт больницы по причине повреждения кровли здания из-за штормового ветра по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, уведомив контрольный орган. МЧС подтвердило, что произошло стихийное бедствие, но финансовые органы отказались платить по контракту, поскольку скорость ветра не соответствовала установленным нормативам для шторма.СИТУАЦИЯТакие работы будут относиться к капремонту (п. 14.2 ст. 1, ч. 2 ст. 8.3, ч. 1, 12.2 ст. 48 ГрК, п. 27.4 постановления от 05.03.2007 № 145, письмо Минстроя от 30.10.2020 № 43780-ИФ/09, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу № А69-1521/2020).Когда ситуацию считают чрезвычайнойПрезидиум ВАС отметил, что чрезвычайная ситуация — это исключительное явление, которое выходит за пределы нормального и обыденного. Его нельзя учесть ни при каких обстоятельствах (постановление Президиума ВАС от 21.06.2012 № 3352/12).Режим повышенной готовности сам по себе является прямым основанием для закупки по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (ст. 11 Закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Но так же, как и ЧС, авария, он может повлечь возникновение обстоятельств форс-мажора (непреодолимой силы).Судья ВАС пояснил, что непреодолимая сила — это обстоятельства, которые одновременно обладают двумя характеристиками: чрезвычайность и непредотвратимость. Чрезвычайность — это исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий. Чрезвычайность не относится к жизненному риску, ее нельзя учесть ни при каких обстоятельствах (постановление Президиума ВАС от 21.06.2012 № 3352/12).Техногенные чрезвычайные ситуации обладают следующими признаками:
  • Обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник одного и того же товарного рынка не может избежать такого обстоятельства и (или) его последствий (п. 8 постановления Пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7).
  • Непреодолимой силой называют чрезвычайные обстоятельства, которые невозможно предотвратить. Это могут быть военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т. д. (постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.06.2011 № Ф03-1923/2011).
  • Режим повышенной готовности — это режим готовности к угрозе ЧС.
  • Чрезвычайная ситуация — это обстановка, которая сложилась в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия и может повлечь или повлекла тяжелые последствия. Под тяжелыми последствиями понимают человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности.
  • Текущим ремонтом считаются работы по частичному восстановлению кровли, например, замене покрытия из рубероида без восстановления основания из асфальта, замене кровельных листов не более 50 процентов от общей площади (п. 14.2 ст. 1 ГрК).
  • К какому виду ремонта отнести работы по полному восстановлению кровли на крыше после урагана
  • В данном случае отказ финансовых органов неправомерен, потому что органы местного управления ввели режим чрезвычайной ситуации, а заказчик понес материальные потери (подп. «м» ч. 1 ст. 11 Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
  • Заказчик правомерно заключил контракт по пункту 9 части 1 статьи 93
  • Вывод следует из письма Минфина, МЧС, ФАС от 03.04.2020 № 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20.
  • Условие 2. Причинно-следственная связь. Между объектом закупки и его использованием для удовлетворения таких потребностей должна присутствовать причинно-следственная связь.
  • Во время закупки соблюдайте три условия.
  • В период военного положения заказчики вправе проводить закупки только у единственного поставщика по правилам, которые установлены для закупок по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом контракт может быть заключен в любой форме, в том числе и на бумаге. Требование к обеспечению контракта и гарантийных обязательств можно не предъявлять. Исключение — предусмотрен аванс без казначейского сопровождения (п. 1 постановления от 31.12.2022 № 2559).
  • обстановка складывается в результате аварии, катастрофы, другого бедствия;
  • возникли или могут возникнуть тяжелые последствия;
  • события носят техногенный характер, который связан с работой людей.К природным чрезвычайным ситуациям относят землетрясения, наводнения, бури, пожары, оползни, смерчи, ураганы, снежные заносы и обледенения. В результате таких природных воздействий рушатся здания и сооружения, которые недостаточно надежны и плохо защищены.Считают ли мобилизацию форс-мажором для поставщика, который не исполнил контрактДля мобилизации оба критерия актуальны. Мобилизацию объявили впервые за 30 лет. Фактически это реже, чем случаи наводнения и принятие новых законов, то есть это чрезвычайное обстоятельство. Непредотвратимость означает, что сторона договора никак не могла избежать ситуации или ее последствий.Заключать ли контракт с едпоставщиком по пункту 9, если времени на конкурентную закупку нетСИТУАЦИЯМожно, поскольку пожар относится к обстоятельству непреодолимой силы. При этом заказчик должен обосновать, что проводить конкурентную процедуру нецелесообразно.Заключать ли контракт по пункту 9, если в образовательном учреждении произошла авария системы отопленияЕсли заказчик знал, что система отопления находилась в аварийном состоянии и требовала ремонта, заключить контракт по пункту 9 нельзя. В этой ситуации авария — не следствие непреодолимой силы. Заказчик должен провести конкурентную закупку. Ведь у заказчика была возможность спрогнозировать аварийную ситуацию, учитывая состояние и изношенность объекта. Оснований применять правила о непреодолимой силе, аварии, чрезвычайной ситуации нет, так как событие долгосрочное и прогнозируемое (решения Арбитражного суда Красноярского края от 04.03.2015 № А33-21425/2014, Воронежской области от 12.11.2014 № А14-10136/2014).СИТУАЦИЯДа, можно заключить контракт с едпоставщиком по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.СИТУАЦИЯЗаказчик вправе заключить контракт по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, если органы местного управления ввели режим чрезвычайной ситуации (подп. «м» ч. 1 ст. 11 Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).Когда проводите закупку по пункту 9 части 1 статьи 93, внесите изменения в план-график. Сделайте это в день заключения контракта. Далее заполните все графы плана-графика для закупки у единственного поставщика.Для расчета цены контракта с едпоставщиком по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ используйте методы в зависимости от объекта закупки: анализ рынка, тарифный, проектно-сметный, нормативный и затратный. Для определения цены контракта методом анализа рынка получите информацию от конкретных поставщиков и заключите контракт по наименьшей из полученных цен.На каких условиях заключить контрактПосле того как подпишете контракт, направьте уведомление в контрольный орган. На это отведен один рабочий день. К уведомлению приложите копию контракта с обоснованием его заключения. Если контракт заключен по итогам закупок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 постановления № 2559, то уведомление в контрольный орган направлять не нужно. Об этом сказано в частях 2, 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, подпункте «б» пункта 1 постановления № 2559.ВНИМАНИЕИнформацию и документы по контрактам, которые заключены по итогам закупок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 постановления № 2559, включают в реестр контрактов без публикации на официальном сайте ЕИС.СИТУАЦИЯНет, заказчику не нужно соблюдать ограничения и условия допуска при закупке товаров по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Ограничения применяйте, только когда проводите конкурентные процедуры. Позиция сформирована исходя из анализа НПА, которые устанавливают ограничения и условия допуска, и письма Минэкономразвития от 07.12.2016 № ОГ-Д28-13887.Какое ведомство уведомить о закупке товаров у едпоставщика для ликвидации последствий ЧСЗакупки в условиях санкцийПРИМЕРВ Воронежской области объявили режим ЧС из-за большого числа беженцев. Администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области заключила прямой контракт по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Предмет контракта — услуги по временному размещению и питанию граждан, прибывших с приграничных с Воронежской областью территорий, в номерах гостиницы «Гостиница».19 октября 2022 года Президент ввел на территории страны четыре уровня реагирования в зависимости от региона: максимальный, средний, повышенной готовности и базовой готовности. Такие уровни ввели в связи с военным положением на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (Указ Президента от 19.10.2022 № 757).Смотрите в таблице, какой уровень реагирования действует в конкретном регионе.
  • Уровни готовности в регионах
  • В 2023 году заказчики ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей вправе проводить закупки только у единственного поставщика по правилам, что установлены для закупок по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом контракт может быть заключен в любой форме, в том числе и на бумаге (п. 1 постановления от 31.12.2022 № 2559).
  • Закупки в условиях особых уровней готовности
  • Закупка по пункту 9 части 1 статьи 93 для нужд беженцев
  • В условиях санкций прямую закупку по пункту 9 части 1 статьи 93 проводите, только если на вашей территории ввели режим ЧС. Например, из-за большого наплыва беженцев губернатор Ростовской области ввел режим чрезвычайной ситуации распоряжением от 19.02.2022 № 28. В распоряжении написано, что режим действует для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций области.
  • По закупкам для федеральных нужд уведомления направляйте в ФАС или территориальные органы ФАС. По закупкам для нужд региона уведомляйте орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае — комитет конкурентной политики. Уведомление направьте в течение одного рабочего дня с даты, когда подпишете контракт (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
  • СИТУАЦИЯ
  • Соблюдать ли ограничения и условия допуска при закупке по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
  • Если у заказчика нарушена коммуникация и связь, то информацию в реестр контрактов вносят не позже пяти рабочих дней с даты, когда работа будет восстановлена (п. 3 изменений к постановлению № 2559).
  • Информацию о контрактах, заключенных в период военного положения, не публикуют на официальном сайте ЕИС
  • Когда поставщик исполнит обязательства, проведите экспертизу. Привлекать для этого экспертов или экспертные организации не обязательно.
  • Заключайте контракт с единственным поставщиком на такое количество товаров, работ, услуг, которое необходимо, чтобы ликвидировать последствия событий. Обосновывать  цену закупки и включать в контракт такое обоснование не нужно. Требовать от участника предоставить обеспечение исполнения контракта, гарантийных обязательств не обязательно (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
  • Размещать в ЕИС извещение о закупке в результате ЧС не нужно. Ограничений по цене такого контракта в законе нет (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
  • Если закупка проходит в рамках постановления № 2559, то изменения в план-график можно внести в любой день, но не позднее дня заключения контракта. При этом информацию о таких закупках не публикуют на официальном сайте ЕИС. Если у заказчика нарушена коммуникация и связь, то изменения в план вносят в ЕИС не позже пяти рабочих дней с даты, когда работа будет восстановлена (п. 1 изменений к постановлению № 2559).
  • Как подготовиться к закупке
  • Относится ли падеж оленей к природной чрезвычайной ситуации для закупки по пункту 9 части 1 статьи 93
  • При этом заключить контракт на очистку территории здания от загрязнений по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ нельзя. Данный вывод следует из самого пункта 9.
  • Заключать ли контракт на остекление по пункту 9, если ураганный ветер выбил оконные стекла в здании заказчика
  • В подобных делах суды обращают внимание на следующее. Если заказчик мог прогнозировать и контролировать ситуацию, контракт с единственным исполнителем признают недействительным. Если заказчик обосновал, что авария произошла внезапно и он не мог ее предотвратить, суд встает на сторону учреждения (определение ВАС от 30.07.2013 № ВАС-9962/13).
  • Да, если аварию или чрезвычайную ситуацию подтверждает документ МЧС или другого государственного, муниципального органа.
  • СИТУАЦИЯ
  • Можно ли заключить контракт по пункту 9 части 1 статьи 93, чтобы устранить последствия пожара в здании
  • Нет. В данной ситуации обстоятельств непреодолимой силы нет. Недостаток времени на то, чтобы провести конкурентную процедуру, — не признак чрезвычайности и непредотвратимости (постановление Президиума ВАС от 21.06.2012 № 3352/12).
  • СИТУАЦИЯ
  • Формально мобилизация не считается форс-мажором. Однако Правительство приняло постановление от 15.10.2022 № 1838, согласно которому из-за мобилизации с не исполнивших обязательства поставщиков спишут неустойку и не внесут сведения о них в РНП. Чтобы обстоятельство считалось форс-мажором, оно должно соответствовать как минимум двум критериям: чрезвычайность и непредотвратимость (п. 8 постановления Пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7).
  • СИТУАЦИЯ
  • Если в результате чрезвычайной ситуации сломаны машины, уничтожены материальные ценности, появилась угроза жизни и здоровью людей, нанесен ущерб окружающей среде, то речь идет об аварии.

Уровень

Регионы

Максимальный уровень реагирования

ДНР, ЛНР, Запорожская область, Херсонская область

Средний уровень реагирования

Республика Крым, Севастополь, Краснодарский край, Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Курская область, Ростовская область

Уровень повышенной готовности

Центральный федеральный округ: Владимирская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Липецкая область, Москва, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область.

Южный федеральный округ: Астраханская область, Волгоградская область, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край

Уровень базовой готовности

Остальные регионы России

ВНИМАНИЕ

Закупать по пункту 9 вправе только заказчики из регионов с повышенной готовностью, а также заказчики из новых субъектов

Такой режим прямо указан в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Закупки новых субъектов по пункту 9 указаны в постановлении № 2559.

До официальных разъяснений рекомендуем заказчикам из регионов остальных уровней проводить прямые закупки по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, если их ситуация действительно относится к чрезвычайной или непреодолимой. Иначе есть риск, что суд признает закупку незаконной.

Учтите, что для закупки в результате ЧС необходимо также соблюдать три условия:

  • объем поставки не должен превышать уровень, который необходим для предотвращения ситуации;
  • между объектом закупки и режимом готовности должна быть причинно-следственная связь;
  • конкурентная закупка нецелесообразна в данных условиях. 
  • © Материал из Справочной системы «Госзаказ».