Письмо Минфина России от 9 сентября 2025 г. N 24-06-09/87685 О необходимости отклонения заявки участника закупки в случае утраты таким участником статуса субъекта малого предпринимательства при рассмотрении такой заявки комиссией по осуществлению закупок
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев электронное обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части необходимости отклонения заявки участника закупки в случае утраты таким участником статуса субъекта малого предпринимательства при рассмотрении такой заявки комиссией по осуществлению закупок, сообщает следующее.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СМП, СОНКО).
При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае подачи заявки участником закупки, не являющимся СМП, СОНКО, в случае установления в извещении об осуществлении закупки преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закон N 44-ФЗ (подпункт "к" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, в случае установления в извещении об осуществлении закупки преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закон N 44-ФЗ, оператор электронной площадки обеспечивает доступ к участию в закупке только участника закупки, являющегося СМП, СОНКО.
Перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен частями 1 и 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, не допускается (часть 3 статьи 43 Закона N 44-ФЗ).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что частями 1 и 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено предоставление в составе заявки на участие в закупке информации и документов о принадлежности участника закупки к СМП, в случае, указанном в обращении, у комиссии по осуществлению закупок отсутствуют основания для отклонения заявки.
Департамент обращает внимание, что Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения Закона N 44-ФЗ возможно сделать при осуществлении контрольных мероприятий в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела.
Заместитель директора Департамента |
Н.В. Конкина |