Письмо Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2025 г. N ГР/81837/25 "По вопросу указания сведений о товарном знаке при подаче заявки на участие в закупке"
ФАС России на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам обобщения и анализа практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок направляет информационное письмо о применении отдельных положений Закона N 44-ФЗ 1, Закона N 223-ФЗ 2 в части указания сведений о товарном знаке в составе заявки.
- По вопросу признания средства индивидуализации товарным знаком для целей законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок ФАС России сообщает.
Пунктом 1 статьи 1232 ГК РФ 3 установлено, что в случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.
В силу пункта 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Согласно пункту 1 статьи 1503 ГК РФ на основании решения о государственной регистрации товарного знака, которое принято в порядке, установленном пунктами 2 и 4 статьи 1499 ГК РФ или статьей 1248 ГК РФ, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня уплаты пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков (далее - Реестр).
Учитывая изложенное, ФАС России сообщает, что для целей законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок под товарным знаком следует понимать обозначение, служащее для индивидуализации товаров, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и сведения о котором включены в Реестр.
- По вопросу указания товарного знака при подаче заявки на участие в закупке ФАС России сообщает.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с указанием с учетом положений части 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Таким образом, во исполнение подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ участнику закупки в предложении в отношении предлагаемого к поставке товара надлежит указывать информацию о товарном знаке, сведения о котором содержатся в Реестре.
Вместе с тем в силу пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Учитывая изложенное, заявка участника закупки рассматривается как несоответствующая требованиям Закона N 44-ФЗ в следующих случаях:
1) неуказание участником закупки информации о наличии у предлагаемого к поставке товара товарного знака, если сведения о нем внесены в Реестр;
2) указание в составе заявки на наличие товарного знака у предлагаемого к поставке товара, в случае отсутствия сведений о таком товарном знаке в Реестре;
3) указание информации о товарном знаке, несоответствующей сведениям, содержащимся в отношении такого товарного знака в Реестре.
При этом ФАС России обращает внимание, что положениями подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ не регламентирована необходимость участника закупки указывать в заявке на участие в закупке непосредственно наименование товарного знака, в то время как свидетельство на товарный знак (знак обслуживания), форма которого утверждена Приказом N 482 4, не содержит поля "наименование товарного знака" как такового.
На основании вышеизложенного ФАС России сообщает, что указание участником закупки в заявке на участие в закупке сведений, позволяющих идентифицировать наличие или отсутствие товарного знака в Реестре (указание регистрационного номера свидетельства, заполнение соответствующей графы посредством указания слов "отсутствует", "нет", иных способов), не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и не является основанием для отклонения заявки такого участника.
- По вопросу указания в составе заявки нескольких товарных знаков в отношении одной позиции товара ФАС России сообщает.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность указания нескольких товарных знаков в отношении одной позиции товара.
Таким образом, в случае указания участником закупки нескольких товарных знаков в отношении одной позиции товара заявка такого участника закупки рассматривается как несоответствующая требованиям Закона N 44-ФЗ.
- По вопросу проверки комиссией по осуществлению закупок достоверности сведений, указанных участником закупки о товарном знаке, предлагаемого к поставке товара, ФАС России сообщает.
Положения Закона N 44-ФЗ не ограничивают комиссию по осуществлению закупок в проверке достоверности представленных документов, информации, сведений в составе заявки участника закупки путем принятия зависящих от нее разумных и законных мер.
Вместе с тем с учетом позиции, изложенной в пункте 1 настоящего письма, ФАС России сообщает, что члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявку участника закупки в части указания информации о товарном знаке в совокупности, исходя из сведений, содержащихся в Реестре и указанных в составе заявки конкретного участника закупки.
- По вопросу изменения существенных условий государственного (муниципального) контракта, а также отнесения товарного знака к числу таких условий ФАС России сообщает.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Учитывая требования к содержанию заявок на участие в закупках, положения части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ о заключении контракта на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и заявкой участника закупки, а также невозможность изменения существенных условий заключенного контракта (за исключением исчерпывающего перечня случаев), в заключаемый контракт включается информация о конкретном товаре, предлагаемом участником закупки, в том числе информация о товарном знаке.
Следовательно, исполнение контракта должно происходить на условиях, установленных контрактом в соответствии с извещением об осуществлении закупки, а также заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Положениями статьи 95 Закона N 44-ФЗ регламентированы порядок и случаи изменения существенных условий контракта.
Так, в случае, если заказчику необходимо изменить существенные условия контракта, в том числе изменить товарный знак поставляемого товара, то в соответствии с положениями части 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Дополнительно ФАС России обращает внимание, что вопрос наличия или отсутствия нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок рассматривается в каждом конкретном случае при проведении контрольного мероприятия, исходя из положений извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), с учетом фактических обстоятельств осуществления закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, публичных интересов и других факторов, в том числе специфики конкретной закупки и заявок участников закупки.
При этом ФАС России сообщает, что настоящее письмо не является нормативным правовым актом, подготовлено на основе положений нормативных правовых актов по состоянию на дату подписания настоящего письма.
──────────────────────────────
1 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3 Гражданский кодекс Российской Федерации.
4 Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак".
──────────────────────────────
|
Г.Г. Радионов |