Какая административная ответственность предусмотрена за нарушения 223-ФЗ?
В рекомендации примеры из практики, за какие нарушения контролеры привлекут заказчика по 223-ФЗ к административной ответственности, как оспорить наказание или снизить сумму штрафа. Все виды штрафов показали в таблице.
по 223-ФЗ
К административной ответственности за нарушение требований Закона № 223-ФЗ привлекают как заказчика, так и его должностное лицо. Должностные лица заказчика – работники, которые выполняют функции по организации и проведению закупок в рамках требований Закона № 223-ФЗ, в том числе члены закупочной комиссии. Пояснения дает статья 2.4 Кодекса об административных правонарушениях.
Должности работников, которые нарушили Закон № 223-ФЗ, могут быть разные, например:
- начальник отдела корпоративного развития и управления стратегией (решение Московского городского суда от 16.06.2016 № 7-6986/2016);
- заместитель генерального директора по информационным технологиям, развитию новых продуктов (решение Московского городского суда от 16.06.2016 по делу № 7-6964/2016).
В должностном регламенте или другом локальном акте организации уточняют, что работник отвечает за организацию и ведение закупочной деятельности. В противном случае есть вероятность, что к административной ответственности привлекут руководителя организации-заказчика (ст. 2.4 КоАП).
СИТУАЦИЯ
Кого накажут, заказчика или учредителя, если УФАС выдал заказчику предписание изменить положение о закупке, но к назначенному сроку учредитель не утвердил изменения
За невыполнение предписания накажут заказчика. Если не успеваете исправить ошибки в установленный период, направьте в контрольный орган ходатайство продлить сроки выполнения предписания. К ходатайству приложите подтверждение, что исполнить предписание в установленный срок невозможно. Укажите причину, например, что изменения в положение о закупке утверждает учредитель. Такой вывод следует из постановления Челябинского областного суда от 29.09.2016 № 4а16-816.
За что штрафуют по 223-ФЗ
Правонарушения для заказчиков по Закону № 223-ФЗ не описаны так подробно, как для заказчиков по Закону № 44-ФЗ. Например, в КоАП РФ не описаны нарушения, которые стороны допускают при заключении или исполнении договора, предусмотрен одинаковый штраф за просрочку публикации разных документов закупки. Разобраться поможет схема:
Читайте ниже о типичных нарушениях заказчиков с примерами из судебной практики.
Опубликовали сведения или документы в ЕИС с нарушением сроков |
Не опубликовали сведения о закупке в ЕИС |
Как накажут заказчика, который нарушил срок, в который нужно оплатить договор заключенный с субъектами МСП |
Составили извещение или документацию с нарушением |
Предъявили к участникам требования, которых нет в документации |
|
Подробнее все виды административных нарушений по 223-ФЗ смотрите в справочнике.
Как накажут заказчика по 223-ФЗ, который опубликовал сведения в ЕИС с опозданием
Опубликовали сведения или документы в ЕИС с нарушением сроков – штраф до 10 000 руб. на должностное лицо, до 30 000 руб. – на юрлицо (ч. 4 и 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Контролеры оштрафуют, если нарушите сроки публикации:
- извещений и документации о закупке;
- протоколов закупки;
- изменений в извещение и документацию;
- правок в Положение о закупке.
Сроки для публикации предусмотрены как Законом № 223-ФЗ, так и положениями о закупке конкретных заказчиков.
К примеру, конкурсная комиссия заказчика провела закупку и составила протокол, который необходимо опубликовать в ЕИС в течение трех дней с даты подписания. Такой порядок установлен в части 12 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и в Положении о закупках заказчика. За публикацию протокола в ЕИС отвечал ведущий экономист компании. Сотрудник просрочил публикацию, и антимонопольная служба оштрафовала его на 2000 руб. по части 4 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (решение Ленинского районного суда Ростова-на-Дону от 4 июля 2017 г. по делу № 12-196/2017).
Как накажут заказчика по 223-ФЗ, который составил извещение или документацию с нарушением
Составили извещение или документацию с нарушением Закона № 223-ФЗ– штраф до 3000 руб. на должностное лицо, до 10 000 руб. – на юрлицо (ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Штраф придется заплатить в случаях:
- нарушите требования к извещению и документации из частей 9и 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ;
- составите извещение и документацию с нарушением Положения о закупке;
- опишете требования к объекту закупки, к условиям закупки и исполнения договора, необъективно – так, что у претендента и заказчика возникнут разночтения.
Например, суд рассмотрел дело. Заказчик в документации предусмотрел аванс. Размер аванса указал так: «не более 15 процентов стоимости договора». Из такой формулировки участнику не понятно, на какой аванс он может рассчитывать. ФАС признала, что заказчик нарушил пункт 6 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, и оштрафовала юрлицо на 6000 руб. по части 7 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2017 г. № А40-237095/2016).
Другой пример. Заказчик объединил в один лот закупки проектно-изыскательные, строительно-монтажные работы и поставку оборудования. Антимонопольная служба решила, что заказчик объединил лот работы и товары, которые не связаны между собой, и нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Компанию оштрафовали на 5000 руб. по части 7 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (определение Верховного суда РФ от 24 июля 2017 г. по делу № А56-82425/2016).
СИТУАЦИЯ
Как накажут заказчика за нарушение процента закупок у субъектов МСП по постановлению № 1352
Штрафов за нарушение процента закупок у субъектов МСП для заказчиков по Закону № 223-ФЗ пока нет. Если не выполните требование по объему закупок среди субъектов МСП, будете работать по правилам Закона № 44-ФЗ с 1 февраля и до конца года. Об этом сказано в части 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Однако проект нового КоАП предусматривает штраф за недостаточный объем закупок у субъектов МСП. Должностных лиц собираются штрафовать на сумму в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., юридических лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
СИТУАЦИЯ
Как накажут заказчика за неправильный выбор способа закупки по Закону 223-ФЗ
Контрольный орган отменит закупку, если установит, что заказчик неверно выбрал способ.
В Кодексе об административных правонарушениях нет прямого наказания за неправильный выбор способа закупки. Однако если контролер выявит нарушения до заключения договора, то закупку отменят. Об этом сказано в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 № А56-17018/2015.
По аналогичной ситуации сотрудники ФАС признали, что заказчик неправомерно выбрал способ закупки и этим нарушил часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ (решение ФАС от 19.01.2017 № 17/2756/17).
Как накажут заказчика по 223-ФЗ, который не опубликовал сведения о закупке в ЕИС
Не опубликовали сведения о закупке в ЕИС – штраф от 30 000 руб. до 50 000 руб. на должностное лицо – от 100 000 руб, до 300 000 руб. – на юрлицо (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Контролеры оштрафуют, если не опубликуете в ЕИС: извещение, документацию, протокол, проект договора.
Например, АО купило у едпоставщика вакцину для работников. Заказчик не стал публиковать в ЕИС проект договора, чем нарушил часть 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Антимонопольная служба оштрафовала начальника отдела закупок АО на 30 000 руб. по части 5 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июня 2017 г. по делу № 7-202/2017).
СИТУАЦИЯ
Заказчик публиковал в ЕИС изменения в план закупок и допустил ошибку – прикрепил другой документ. Предусмотрена ли в этом случае административная ответственность
Нет. Ответственность за то, что заказчик по ошибке прикрепил в ЕИС другой документ, Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрена.
Ответственность за то, что заказчик нарушил порядок, в котором проводят закупки по Закону № 223-ФЗ, установлена статьей 7.32.3 КоАП. Статья не предусматривает ответственности для заказчика или должностного лица, которые ошибочно прикрепили документы.
Как накажут заказчика за требования к участникам, которых нет в документации
Предъявили к участникам требования, которых нет в документации, – штраф от 2000 руб. до 3000 руб. на должностное лицо, на юрлицо – от 5000 руб. до 10 000 руб. (ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП).
Штраф заплатите, если:
- потребуете, чтобы участник доказал, что отвечает требованиям, которые не предусмотрели в документации;
- потребуете от победителя исполнять договор на условиях, которые противоречат документации.
Для примера, АО объявило запрос котировок на поставку медной ленты. В документации заказчик написал, что поставить товар нужно с сертификатом качества или паспортом завода-изготовителя. По результатам запроса заказчик отклонил заявку участника, который не предоставил сертификат.
Антимонопольная служба указала, что в документации написано: предоставить сертификат должен поставщик, а не участник закупки. Заказчик не вправе предъявлять к участникам требования, которые не указал в документации. Члена закупочной комиссии заказчика оштрафовали на 2000 руб. по части 8 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (решение Челябинского областного суда № 7-766/2017 от 14 апреля 2017 г. по делу № 7-766/2017).
За что еще штрафуют заказчиков по Закону № 223-ФЗ, смотрите в справочной таблице.
Как накажут заказчика, который нарушил срок, в который нужно оплатить договор заключенный с субъектами МСП
Нарушили срок оплаты по договору или отдельному этапу с субъектами МСП – штраф на должностное лицо от 30 000 до 50 000 руб., на юрлицо от 50 000 до 100 000 руб. (ст. 7.32.3 ч. 9 КоАП).
Данные поправки в КоАП вступили в силу 2 января 2021 года. Ранее КоАП не предусматривал ответственность за нарушение срока оплаты по договору с МСП (Закон от 22.12.2020 № 453-Ф3).
Срок оплаты по договору или отдельному этапу с субъектами МСП составляет не более 7 рабочих дней с даты, когда подписали документы о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) (п. 14.3 постановления от 11.12.2014 № 1352).
За что грозит дисквалификация
Должностное лицо дисквалифицируют на год, если он повторно не выполнит законное предписание контролеров. Наказание предусмотрено частью 7.3 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Допустим, заказчик трижды провел закупку, которую нужно проводить в электронной форме, другим способом. За нарушение оштрафуют в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалифицируют на срок от шести месяцев до одного года (ч. 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Дисквалификация – это лишение права занимать должности государственной или муниципальной службы, руководить юрлицом. Руководителей дисквалифицируют судьи. Срок дисквалификации – от шести месяцев до трех лет. Об этом сказано в статье 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кто рассматривает дела о нарушениях 223-ФЗ
Административные дела о нарушениях Закона № 223-ФЗ рассматривают ФАС, мировой и районный суды.
Кто рассматривает |
Что нарушил заказчик |
Основание |
ФАС |
Части 1, 3–8 статьи 7.32.3 КоАП |
Часть 1 статьи 23.83 КоАП |
Мировой суд |
Часть 2 статьи 7.32.3 КоАП, если одновременно выполнено два условия: к ответственности привлекают лицо, которое не замещает должность муниципальной службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ; административный орган не проводил расследование |
Часть 1, абзацы 2, 6 части 3 статьи 23.1, часть 1 статьи 28.7 КоАП |
Районный суд |
Часть 2 статьи 7.32.3 КоАП, если выполнено какое-либо из условий: к ответственности привлекают лицо, которое замещает должность муниципальной службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ; административный орган провел расследование |
Часть 1, абзацы 2, 6 части 3 статьи 23.1, часть 1 статьи 28.7 КоАП |
Дела, которые рассматривает ФАС, заказчик обжалует в арбитражном суде по правилам параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса, а должностное лицо – в суде общей юрисдикции по правилам главы 30 Кодекса об административных правонарушениях. Дела, которые рассматривает мировой судья и судья районного суда, заказчик обжалует в вышестоящем суде по правилам главы 30 Кодекса об административных правонарушениях.
ВНИМАНИЕ
жалобы участников ФАС вправе рассматривать только по основаниям, которые перечислены в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ
Участник вправе пожаловаться в ФАС, если заказчик:
- проводит закупку с нарушением Закона № 223-ФЗили положения о закупке;
- не разместил в ЕИС или разместил с нарушением сроков положение о закупке, правки в положение, сведения о закупке, о договорах и другую информацию, которую заказчик обязан публиковать;
- предъявил к участникам закупки требования, которые не предусмотрел в документации о конкурентной закупке;
- не разместил в ЕИС положение о закупкеи провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
- не опубликовал в ЕИС сведения о годовом объемезакупки у МСП или опубликовал недостоверные сведения.
Перечень оснований приведен в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Если ни один из перечисленных пунктов не нарушен, то у ФАС нет полномочий рассматривать жалобу и принимать решение. Решение по таким спорам принимает только суд. Такие разъяснения дал Верховный суд в определении от 11.04.2017 № 304-КГ16-17592, № А27-24989/2015.
Подробнее о том, как обжалуют закупки по Закону № 223-ФЗ, читайте в рекомендации.
В каких случаях оспорить административную ответственность
Заказчик вправе оспорить административную ответственность по девяти основаниям (ст. 24.5 КоАП).
Основание 1. Нет события правонарушения.
Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что правонарушение не совершили. При этом неважно, какие доказательства представил административный орган.
ПРИМЕР
об отсутствии правонарушения
Заказчик по Закону № 223-ФЗ не прописал в документации сведения, которые определены в положении о закупке. Участник закупки пожаловался в антимонопольную службу.
Сотрудники УФАС России решили, что заказчик нарушил часть 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, и наказали организацию штрафом в 100 000 руб. Основание – часть 5 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях. Заказчик попросил арбитражный суд отменить постановление УФАС и выиграл дело. Судья указал на отсутствие события правонарушения.
ПРИМЕР
об отсутствии правонарушения
Заказчик, который работает по Закону № 223-ФЗ, не разместил в ЕИС план-график закупок. ФАС наказала заказчика штрафом в 100 000 руб. Основание – часть 5 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях. Заказчик обратился в арбитражный суд. Судья отменил постановление, поскольку не нашел события правонарушения.
Судья пояснил, что Закон № 223-ФЗ не требует от заказчиков составлять и размещать в ЕИС план-график закупок. При этом суд принял во внимание довод представителя ФАС России, который утверждал, что термин «план-график» в постановлении контролеров – это техническая ошибка. Однако довод не повлиял на решение судьи, поскольку антимонопольный орган не устранил техническую ошибку – не внес исправления в постановление (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 № 09АП-23368/2016).
Основание 2. Малозначительность
Суд может освободить заказчика или его должностное лицо от ответственности по малозначительности (ст. 2.9 КоАП).
Малозначительность в том числе означает, что действия виновного не угрожают обществу. При этом не свидетельствуют о малозначительности, а лишь влияют на наказание:
- личность и имущественное положение виновного лица;
- факт, что виновный добровольно устранил последствия правонарушения;
- доказательства, что виновный возместил ущерб.
Об этом сказано в пункте 18 постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 № 10.
ПРИМЕР
о малозначительности
Заказчик, который не опубликовал положение о закупке и должен руководствоваться Законом № 44-ФЗ, нарушил требование и заключил договор с единственным поставщиком на сумму больше 100 000 руб. УФАС России наказало заказчика штрафом в 50 000 руб. Основание – часть 3 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях. Заказчик обратился в арбитражный суд с просьбой отменить постановление УФАС России. Судья отменил постановление, поскольку посчитал правонарушение малозначительным.
Судья сослался сразу на несколько обстоятельств:
- заказчик разместил в ЕИС положение о закупках, план закупки, а также сведения о закупках, стоимость которых не превышает 100 000 руб., чтобы устранить нарушения;
- УФАС не доказало суду, что нарушение несет существенную угрозу общественным отношениям и вред интересам граждан, общества и государства;
- заказчик совершил правонарушение впервые, нет обстоятельств, которые отягчают ответственность заказчика;
- заказчик ведет сельскохозяйственную, научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую деятельность;
- тяжелое материальное положение заказчика.
Об этом сказано в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 № 10АП-14531/2016.
Основание 3. Нарушение не доказали
Административный орган обязан доказать обстоятельства, по которым привлекает к ответственности заказчика или его должностное лицо. Об этом сказано в части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Доказательствами того, что лицо нарушило закон, служат факты, на основании которых суд устанавливает обстоятельства дела. Если у административного органа доказательств нет, суд отменит постановление или не привлечет виновного к ответственности (ч. 1 ст. 26.2 КоАП).
Основание 4. Вину не доказали
Административный орган должен доказать, что лицо виновно и нарушило закон. Виновным признают лицо, у которого была возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но оно этого не сделало (ст. 26.1, ч. 2 ст. 2.1 КоАП).
Основание 5. Лицо, которое привлекли к ответственности, – не субъект правонарушения
Субъект правонарушения – это лицо, которое нарушило нормы права. Если виновного не установили, то нет и нарушения. А если лицо, которое привлекают к ответственности, на самом деле не субъект правонарушения и докажет это, его не привлекут к ответственности.
Основание 6. Истек срок давности
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований Закона № 223-ФЗ составляет один год с момента, когда правонарушение совершили. Об этом сказано в статье 4.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Если лицо нарушило Закон № 223-ФЗ и истек один год, административный орган не вправе наказать виновного (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП, п. 18 постановления Пленума ВАС от 27.01.2003 № 2).
Основание 7. Протокол о правонарушении составили не по правилам
Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что административный орган составил протокол по делу об административном правонарушении не по правилам. Протокол с объяснениями и сведениями – основное доказательство по делам об административных нарушениях. Протокол, который административный орган составил с нарушениями, суд не считает доказательством. То же самое касается и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, которое вместо протокола выносит прокурор (ч. 2, 3 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП).
Пример: постановление о возбуждении дела прокурор составил не по правилам
Прокурор установил, что заказчик нарушил Закон № 223-ФЗ и положение о закупке, и вынес постановление возбудить дело об административном правонарушении. УФАС наказало заказчика штрафом – 5000 руб. Основание – часть 7 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях. Арбитражный суд поддержал УФАС, и заказчик обратился в арбитражный апелляционный суд с просьбой отменить штраф.
Апелляционная инстанция отменила штраф, поскольку юрлицо известили о постановлении ненадлежащим образом. Прокурор составил постановление в присутствии представителя заказчика, который действовал по доверенности. Однако доверенность не подтверждала, что представитель вправе участвовать в административном деле. Судья пояснил: общая доверенность, в которой не указано право участвовать в конкретном административном деле, – не доказательство, что юрлицо известили без нарушений закона. В решении судья ссылался на часть 2 статьи 211, пункт 3 части 1 статьи 270 АПК (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 № 09АП-61462/2015).
Основание 8. Административный орган не сообщил виновному, где и когда рассмотрит дело
Административный орган рассматривает дело о правонарушении в присутствии виновного лица. При этом виновного должны известить о том, где и когда вынесут постановление о привлечении к ответственности. Если виновного не известили и в материалах дела отсутствует доказательство надлежащего уведомления лица, суд или вышестоящее должностное лицо вправе отменить постановление (ч. 2 ст. 25.1 КоАП)
Основание 9. Лицо привлекли к ответственности за одно и то же правонарушение
Нельзя наказать дважды за одно и то же нарушение. Поэтому суд не привлечет лицо к ответственности, за которую виновного уже наказывали (ч. 5 ст. 4.1 КоАП).
По Основаниям 3–6, 8 и 9 судебная практика еще не сложилась, но заказчики вправе ими воспользоваться.
Чтобы оспорить ответственность, подают жалобу в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Срок – 10 дней с момента, когда заказчик получил постановление о наложении штрафа.
Как снизить штраф
Должностное лицо вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 50 000 руб. и больше. Однако новый штраф составит не меньше чем половину размера минимального штрафа. Например, минимальный размер штрафа – 50 000 руб. Тогда штраф должностного лица снизят до суммы не менее 25 000 руб. (ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП).
Юридическое лицо вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 100 000 руб. или выше. Штраф могут снизить только до половины его минимального размера. Например, минимальный размер штрафа для юрлица – 200 000 руб. Такой штраф снизят максимум до 100 000 руб. (ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП).
Снизить размер минимального штрафа вправе судья, орган или должностное лицо, которые рассматривают:
- дело о правонарушении;
- жалобу на постановление;
- решение по делу.
Об этом сказано в частях 2.2 и 3.2 статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях.
ПРИМЕР
Как заказчик снизил штраф
Заказчик не разместил в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, которые заключил с субъектами малого и среднего предпринимательства за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь ноябрь, декабрь 2014 года. Специалисты УФАС установили, что заказчик нарушил часть 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, и вынесли пять постановлений о привлечении к ответственности. Штраф в отношении заказчика составил 300 000 руб. по каждому постановлению. Основание – часть 5 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Заказчик обратился в арбитражный суд с просьбой отменить постановления УФАС. Судья штраф не отменил, но снизил его размер до 50 000 руб. по каждому постановлению. Основание – часть 3.2 статьи 4.1 КоАП (постановление Арбитражного суда Московской области от 23.03.2016 № Ф05-2212/2016).
СОВЕТ
когда оспариваете ответственность и просите суд снизить штраф, ссылайтесь на статью 4.1 КоАП и позицию Конституционного суда из постановления от 25.02.2014 № 4-П (далее – Постановление № 4-П)
В Постановлении № 4-П Конституционный суд поясняет, что судья вправе снизить штраф, минимальный размер которого – от 100 000 руб. При этом новый штраф составит не меньше половины размера минимального штрафа.
С 25 июля 2022 года в КоАП внесли изменения для поддержки бизнеса. Теперь заказчики и поставщики вправе оплачивать только половину штрафа или ограничатся предупреждением, если совершили правонарушение впервые ( Федеральный закон от 14.07.2022 № 290-ФЗ).
Когда штраф заменят на предупреждение. Заменить штраф на предупреждение заказчики и поставщики смогут даже в случае, если санкцией статьи КоАП не предусмотрена такая замена. Ограничиться предупреждением можно в случае, если нарушитель не нанес имущественного ущерба, не причинил вред жизни и здоровью людей, безопасности государства, окружающей среде, а также не создал угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Раньше такое послабление действовало только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и НКО ( ст. 3.4 КоАП).
Как снизить размер штрафа. Если нарушитель предотвратил вредные последствия нарушения или добровольно возместил ущерб либо устранил вред и у штрафа есть минимальное и максимальное значение, то штраф назначат в минимальном размере (ч. 3.4-1 ст. 4.1 КоАП).
Как получить скидку на штраф. Если оплатить штраф в течение 20 дней со дня, когда вынесли постановление о санкции, можно будет заплатить лишь половину суммы. Если компания или ИП получат копию постановления по почте после истечения 20 дней, лицо, которое вынесло постановление, по ходатайству может восстановить срок (ч. 1.3-1–1.3-3 ст. 32.2 КоАП).
© Материал из Справочной системы «Госзаказ».