Как применять национальный режим при закупках по 223-ФЗ?

Заказчики по 223-ФЗ предоставляют приоритет российской продукции по правилам из постановления № 925. Такие правила заключаются в создании льготных условий для участников с предложением товаров, работ и услуг из России, стран ЕАЭС, ЛНР и ДНР. Для предоставления преимуществ заказчики включают условия в положения о закупке и документацию. Читайте в рекомендации, как правильно применять постановление № 925.

Когда предоставить приоритет

Предоставляйте приоритет российских товаров, работ и услуг по отношению к иностранным всегда, когда проводите конкурентную закупку, например конкурс или аукцион. Только в закупках у единственного поставщика не нужно устанавливать приоритет (п. 1 постановления № 925).

Национальный режим по постановлению № 925

Преференции нужно применять:

  • к товарам российского происхождения или иностранного происхождения из стран-участниц ЕАЭС;
  • работам и услугам, которые выполняют российские лица или иностранные лица из стран-участниц ЕАЭС.Требование соблюдать национальный режим и способствовать импортозамещению прописано в пункте 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и заключается в применении двух механизмов:
  • Также используйте преференции в случаях, которые не противоречат положениям Договора о ЕАЭС и ГАТТ 1994 (п. 8 постановления № 925, письмо Минфина от 23.01.2020 № 24-03-08/3829).

первый – 

заказчики предусматривают преимущества для отечественных производителей по постановлению № 925;

второй –  

заказчики достигают минимальную обязательную долю закупок российских товаров по постановлению № 2013.

По правилам национального режима по Закону № 223-ФЗ для российских товаров установлен лишь приоритет над иностранными – запрещать или ограничивать допуск иностранных товаров нельзя.

ВНИМАНИЕ

С 26 февраля 2022 года предоставляйте преференции новому виду товара

Приоритет в 30 процентов нужно устанавливать:

  • для интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством: систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии и мощности;
  • автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций;
  • автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями;
  • программного обеспечения, которое используется в качестве компонента указанных систем.ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
  • Рекомендации, которые помогут соблюдать нацрежим по 223-ФЗ
  • Изменения внесли в пункты 2.1, 3.1, 4.1 постановления № 925 (постановление Правительства от 23.08.2021 № 1382).
  • Как провести конкурентную закупку по 223-ФЗ
  • Как выполнить минимальную долю закупок российских товаров по 223-ФЗ
  • Как подтвердить страну происхождения товара при закупках по 223-ФЗОбязательно ли устанавливать приоритет для отечественных товаров в любой конкурентной закупкеСИТУАЦИЯДа, должно. Постановление № 925 применяют все заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ. Исключений в отношении бюджетных учреждений постановление не содержит.Чтобы предоставить приоритет отечественным товарам, работам, услугам, в положении и документации о закупке пропишите в полном объеме условия, которые перечислены в пункте 5 постановления № 925. Всего таких условий девять. Используйте плакат, чтобы установить все сведения для предоставления преимуществ товарам, работам и услугам отечественного производства.В отдельном разделе положения о закупке, посвященном приоритету товаров, работ и услуг российского происхождения, перечислите все сведения, которые включите в документацию для применения национального режима по Закону № 223-ФЗ. Также распишите, в каких случаях приоритет не предоставите. Добавьте пункт о том, что в договор включаете информацию о стране происхождения товара.В извещении и документации укажите сведения о преференциях, которые определили в положении о закупке. Если заказчик не установит в извещении и документации приоритет отечественным товарам, работам или услугам, то нарушит части 8–10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и пункт 5 постановления № 925. За такое нарушение организацию заказчика могут оштрафовать на 10 000 руб.ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
  • Рекомендации и шаблоны:
  • Пример формулировки раздела о приоритете отечественных товаров, работ и услуг в документации о закупке
  • Пример формулировки раздела о приоритете отечественных товаров, работ и услуг в положении о закупке
  • Перечень сведений в положение и документацию для предоставления приоритета отечественным ТРУ
  • Как установить приоритет в положении о закупке и документации
  • Должно ли бюджетное учреждение устанавливать приоритет
  • Да, обязательно. При проведении каждой конкурентной процедуры заказчик обязан устанавливать приоритет российских товаров вне зависимости от предмета закупки. Будут ли применены правила предоставления приоритета, зависит от предложений участников, которые подадут заявки (п. 1 постановления № 925).
  • СИТУАЦИЯ
  • Как разработать и утвердить положение о закупке
  • Какие специальные условия включить в положение о закупке
  • Положение о закупке для заказчиков по 223-ФЗМожно ли при исполнении договора заменить один иностранный товар на другой иностранный товарПорядок принятия решения о замене товара, документы, которыми поставщик подтвердит качество вновь предлагаемого товара, заказчик определяет самостоятельно (подп. «и» п. 5 постановления № 925).Предоставьте приоритет при проведении аукциона или иной аналогичной закупки из вашего положения о закупке, где участники пошагово снижают цену. Правила предоставления приоритета заключаются в том, что заказчик снижает цену договора с победителем, который предложил иностранный товар, работу или услугу: 
  • Как предоставить приоритет при проведении аукциона
  • Нет, нельзя. Если победитель получил приоритет по постановлению № 925, то при исполнении договора он вправе заменить иностранный товар только на отечественный. Еще одно условие – качество, технические, функциональные характеристики, потребительские свойства товара не должны уступать указанным в договоре.
  • СИТУАЦИЯ
  • на 30 процентов, если закупаете товары из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции;
  • на 15 процентов, если закупаете любые другие товары, работы или услуги.Смотрите на примере, как применять преференции для отечественных товаров в аукционе. Цену нужно снизить, если победила заявка без товаров российского происхождения.как предоставить приоритет в аукционеЕсли в аукционе победила заявка с российским товаром, тогда цена договора не уменьшится и составит 1 300 000 руб.ПРИМЕРПобедитель предложил к поставке иностранный товар по цене 1 000 000 руб. Заказчик заключает договор с победителем по цене на 15 процентов больше, чем в предложении победителя.  Рекомендации и справочники:
  • ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
  • Цена договора составит 1 150 000 руб. (1 000 000 руб. + 15%).
  • как предоставить приоритет в аукционе, когда цена уменьшилась до нуля
  • Если цена снизится до нуля и торги пойдут на право заключить договор, то победитель заплатит больше на 15 или 30 процентов соответственно, чем он предложит (п. 4, 4.1 постановления № 925).
  • Победитель предложил к поставке иностранный товар по цене 1 300 000 руб. Заказчик снижает предложение на 15 процентов и заключает договор по цене 1 105 000 руб. (1 300 000 руб. – 15%).
  • ПРИМЕР
  • Правила предоставления приоритета при проведении аукциона или иной аналогичной закупки
  • Как провести электронный аукцион по 223-ФЗ
  • Сроки электронного аукциона по 223-ФЗКак сравнить заявки при нацрежиме по 223-ФЗ: при наличии двух заявок или болееСИТУАЦИЯНет, не отклоняйте, а оцените такую заявку по правилам из постановления № 925: отдайте преимущество заявке, в которой предложено более 50 процентов стоимости российской продукции.Предоставьте приоритет при проведении конкурса или иной аналогичной закупки, где победителя выбираете по критериям оценки заявок или по предложениям с наименьшей ценой договора. К таким закупкам относят запрос котировок и запрос предложений.
  • Правила предоставления приоритета заключаются в том, что заказчик для оценки и сопоставления заявок снижает цену участника с отечественным товаром. Процент снижения зависит от вида товара:
  • Как предоставить приоритет при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений
  • Отклонить ли заявку участника аукциона только на основании иностранного происхождения товара
  • Приоритет предоставляйте, если в двух и более заявках участников предложена продукция российского и иностранного производства. Если все участники предложат только иностранную или только российскую продукцию, то нет оснований предоставлять приоритет кому-то из них.
  • СИТУАЦИЯ
  • на 30 процентов нужно снизить ценовое предложение участника, если закупаете товары из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции;
  • на 15 процентов, если закупаете любые другие товары, а также работы или услуги.Договор по результатам конкурса, запроса котировок или запроса предложений заключите по цене, которую предложил победитель. Смотрите на примере, как применить преференции для российских товаров в конкурсе и запросе котировок.как предоставить приоритет в конкурсеЗаявка № 1 – товар из Китая, цена – 200 000 руб.Комиссия посчитала цену договора, которую предложил второй участник, с учетом понижающего коэффициента – 15 процентов. Предложение по цене составило 178 500 руб. (210 000 руб. – 15%).Договор заключили по цене, которую победитель предложил в заявке, – 210 000 руб.ПРИМЕРНа участие в запросе котировок заказчик получил три заявки.Заявка № 2 – товар из Германии, цена – 310 000 руб.Комиссия посчитала цену договора, которую предложил третий участник, с учетом понижающего коэффициента – 15 процентов. Предложение по цене составило 280 500 руб. (330 000 руб. – 15%).Договор заключили по цене, которую победитель предложил в заявке, – 330 000 руб.ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
  • Рекомендации и справочники:
  •  
  • Победил участник с заявкой № 3, так как предложение по цене третьего участника = 280 500 руб., что ниже, чем у первого и второго участников.
  • Заявка № 3 – товар из России, цена – 330 000 руб.
  • Заявка № 1 – товар из Китая, цена – 300 000 руб.
  • как предоставить приоритет в запросе котировок
  • Страну происхождения товара определите по сведениям, которые участник указал в своей заявке. Требовать подтверждающих документов не нужно, достаточно того, что участник укажет в заявке.
  • Победил участник с заявкой № 2, так как предложение по цене второго участника = 178 500 руб., что ниже, чем у первого участника = 200 000 руб.
  • Заявка № 2 – товар из России, цена – 210 000 руб.
  • На участие в конкурсе заказчик получил две заявки.
  • ПРИМЕР
  • Правила предоставления приоритета при проведении конкурса или иной аналогичной закупки
  • Как провести закупку по 223-ФЗ
  • Как запланировать и провести запрос котировок по Закону № 223-ФЗ
  • Сроки электронного конкурса по 223-ФЗ
  • Сроки электронного запроса котировок по 223-ФЗЧем отличается приоритет в конкурсе от приоритета в аукционе
  • Приоритет в конкурсе – это преимущество для отечественных ТРУ, а в аукционе –санкция для иностранных ТРУ. Смотрите в таблице, как действует приоритет в зависимости от способа конкурентной закупки.
  • СИТУАЦИЯ

Этап закупки

Конкурс

Аукцион

Поступила заявка с российским товаром

Заказчик снижает предложение о цене на понижающий коэффициент

Заказчик рассматривает ценовое предложение без снижения

Поступила заявка с иностранным товаром

Заказчик не меняет предложение о цене

Заказчик рассматривает ценовое предложение без снижения

Заключение договора

По цене победителя 

Для победителя с иностранным товаром – по сниженной цене

 

СИТУАЦИЯ

Нужно ли сочетать при закупках по 223-ФЗ постановление № 925 и условия допуска по приказу Минфина № 126н

Нет, не нужно. Приказ Минфина № 126н действует только для закупок по Закону № 44-ФЗ. А правила из постановления № 925 применяются всегда, когда заказчик проводит конкурентную закупку, вне зависимости от способа и предмета закупки.

СИТУАЦИЯ

Что делать, если победитель в заявке указал страну происхождения Китай, а поставил российскую продукцию

Примите российскую продукцию, если качество товара и потребительские свойства не хуже, чем в условиях договора. При согласии заказчика на такую замену в действиях сторон нарушений не будет (подп. «и» п. 5 постановления № 925).

Как предоставить приоритет при закупке радиоэлектронной продукции

При закупке радиоэлектроники предоставляйте приоритет в повышенном размере – 30 процентов участникам с товарами из Единого реестра радиоэлектронной продукции. Если закупаете радиоэлектронику, которой в реестре нет, предоставляйте приоритет отечественным товарам в стандартном размере – 15 процентов. Как установить приоритет, зависит от способа закупки.

Аукцион. Когда проводите аукцион или закупку, где побеждает участник, который максимально снизит цену, учитывайте правила из пунктов 3.1, 4.1 постановления № 925:

  • уменьшите на 30 процентов цену договора, если победитель предложил товар, которого нет в Едином реестре радиоэлектронной продукции;
  • увеличьте на 30 процентов цену договора, если проводите торги на право заключить договор и победитель предложил товар не из реестра.ПРИМЕРНа участие в аукционе заказчик получил три заявки.Заявка № 2 – российский товар из реестра радиоэлектроники, цена – 310 000 руб.Победил участник с заявкой № 3. Комиссия снизила цену договора, которую предложил третий участник, с учетом понижающего коэффициента – 30 процентов.Договор заключили по уменьшенной цене.
  • Конкурс. Когда проводите конкурс или закупку, где победителя выбираете на основе критериев оценки и сопоставления заявок, оценивайте заявки по правилам из пункта 2.1 постановления № 925:
  • 280 000 руб. – 30% = 196 000 руб.
  • Заявка № 3 – российский товар, которого нет в реестре, цена – 280 000 руб.
  • Заявка № 1 – иностранный товар, цена – 300 000 руб.
  • как предоставить приоритет в аукционе на поставку радиоэлектроники
  • Смотрите на примере, как заказчик применяет преференции в аукционе с объектом закупки – радиоэлектронная продукция.
  • уменьшите цену на 30 процентов, если участник предложил товар из Единого реестра радиоэлектронной продукции;
  • снизьте цену на 15 процентов, если товара нет в реестре;
  • заключите договор по цене, которую предложил победитель.ПРИМЕРНа участие в конкурсе заказчик получил три заявки.Заявка № 2 – российский товар из реестра радиоэлектроники, цена – 310 000 руб.Комиссия оценила цену договора, которую предложил второй участник, с учетом понижающего коэффициента – 30 процентов.Цену договора, которую предложил третий участник, комиссия оценила с учетом понижающего коэффициента – 15 процентов.Победил участник с заявкой № 2. Договор заключили по цене, которую победитель предложил в заявке, – 310 000 руб.Какой товар относится к радиоэлектронной продукции по 223-ФЗВ ходе торгов на закупку радиоэлектроники решите, предоставлять приоритет или нет. Это зависит от предложений участников, которые подадут заявки. Если товар есть в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предоставьте участнику приоритет. Как соотносится применение постановления № 878 и постановления № 925 по Закону № 223-ФЗУстановите приоритет по правилам из постановления № 925, когда проводите любую конкурентную закупку по Закону № 223-ФЗ. Причем вне зависимости от предмета закупки. Будут ли применяться правила предоставления приоритета, зависит от предложений участников, которые подадут заявки.Случаи, когда приоритет российским товарам, работам и услугам не применяется, перечислены в постановлении № 925. Всего таких ситуаций шесть. Используйте плакат, чтобы определить, когда не нужно предоставлять преимущества товарам, работам и услугам отечественного производства.Чтобы определить, применять преференции или нет, в заявке со смешанными позициями: отечественными и импортными, нужно выяснить соотношение цены российского и иностранного товара. Не нужно предоставлять приоритет в том случае, когда в смешанной заявке российских товаров:
  • Перечень ситуаций, когда приоритет не работает
  • Когда приоритет не предоставляют
  • Не применяйте ограничения допуска радиоэлектронной продукции по постановлению № 878 для закупок по Закону № 223-ФЗ – эти правила относятся только к закупкам по Закону № 44-ФЗ.
  • СИТУАЦИЯ
  • Перечень радиоэлектронной продукции по видам товара и кодам ОКПД2 содержится в едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Он размещен на сайте Минпромторга (https://gisp.gov.ru/documents/10546664/#).
  • СИТУАЦИЯ
  • 280 000 руб. – 15% = 238 000 руб.
  • 310 000 руб. – 30% = 217 000 руб.
  • Заявка № 3 – российский товар, цена – 280 000 руб.
  • Заявка № 1 – иностранный товар, цена – 300 000 руб.
  • как предоставить приоритет в конкурсе при закупке радиоэлектроники
  • Смотрите на примере, как заказчик применяет преференции в конкурсе с объектом закупки – радиоэлектронная продукция.
  • больше 50 процентов относительно цены договора – для аукционов;
  • меньше 50 процентов относительно цены договора – для конкурсов.Формула расчета коэффициента изменения цены в смешанной заявке
  • Для того чтобы выяснить соотношение цены отечественного и импортного товара, рассчитайте цену единицы каждого товара, работы и услуги, которые участник предложил. Для этого сначала понадобится вычислить коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора. Смотрите, как рассчитать коэффициент изменения по специальной формуле.

Коэффициент изменения НМЦД

=

Цена договора, предложенная участником 

:

НМЦД, рассчитанная заказчиком

После того как определили коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора, рассчитайте цену за каждую единицу товара. Используйте максимальную цену единицы, которую установили в документации. Смотрите формулу, как рассчитать цену единицы товара, работы или услуги, когда в заявке участник предложил товар российского и импортного производства.

Формула расчета цены единицы ТРУ в смешанной заявке

Цена единицы ТРУ

=

Цена единицы ТРУ из документации

×

Коэффициент изменения НМЦД

Смотрите на примере, как в смешанной заявке определить соотношение цены отечественного и импортного товара, чтобы узнать, нужны преференции или нет.

ПРИМЕР

как рассчитать соотношение цены товаров в смешанной заявке

Заказчик проводит открытый аукцион в электронной форме на закупку канцтоваров. Смотрите условия договора, которые заказчик прописал в документации.

Наименование товара

Единица измерения

Количество

Цена за единицу, руб.

Итого, руб.

Карандаш

штука

50

2,00

100,00

Ручка

штука

50

5,00

250,00

Блокнот

штука

50

100,00

5000,00

Итого начальная цена договора

5350,00

Участник аукциона назначил цену договора 5000,00 руб. К поставке предложил товары российского и иностранного происхождения.

Чтобы определить цену каждой единицы товара, которую предложил участник, заказчик рассчитывает коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора. Для этого цену договора, которую предложил участник, разделите на начальную цену, которую установили в документации: 5000,00 : 5350,00 = 0,9346.

Затем заказчик рассчитывает цену каждой единицы товара, которую предложил участник. Таким образом получите соотношение цены российских и иностранных товаров в смешанной заявке.

Наименование товара

Страна происхождения

Цена за единицу, руб.

Количество, штук

Итого, руб.

Карандаш

Россия

1,87 (2,00 × 0,9346)

50

93,50

Ручка

Россия

4,67 (5,00 × 0,9346)

50

233,50

Блокнот

Турция

93,46 (100,00 × 0,9346)

50

4673,00

Итого цена договора

5000,00

Соотношение цены российских и иностранных товаров составило:

  • российских – 7 процентов (327,00 × 100 : 5000,00);
  • иностранных – 93 процента (4673,00 × 100 : 5000,00).На примере получилось наоборот, стоимость иностранного товара выше, чем отечественного. В этом случае снижайте цену договора с победителем на 15 процентов.Должен ли заказчик установить приоритет российскому товару, если закупает импортный конкретной маркиЗа отсутствие приоритета российским производителям контролеры выпишут штраф должностному лицу заказчика (ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП, решение ФАС от 07.03.2018 № 223ФЗ-145/18).Читайте ситуации, которые могут возникнуть в ходе закупки, когда предоставляете преференции отечественным товарам, работам и услугам. Разъяснения помогут заказчикам избежать ошибок и штрафов.
  • Как действовать заказчику в спорных ситуациях
  • Как предоставлять приоритет в спорных ситуациях
  • Да, должен. Заказчик обязан предоставить приоритет российским производителям, даже когда закупает иностранный товар с конкретной торговой маркой. Постановление № 925 не содержит такого случая для отказа от преференций.
  • СИТУАЦИЯ
  • Чтобы предоставить приоритет в аукционе со смешанной заявкой, российских товаров в заявке участника должно быть больше 50 процентов относительно цены договора.

Обстоятельства закупки

Решение для заказчика

Участник аукциона не указал в заявке страну происхождения товара, а поставил продукцию российского производства

Не отклоняйте заявку, а рассмотрите ее как содержащую импортный товар (подп. «г» п. 5 постановления № 925). Уменьшите цену договора с победителем на 15 или 30 процентов. Примите российский товар, если качество товара и потребительские свойства не хуже, чем в условиях договора (подп. «и» п. 5 постановления № 925). Неуказание страны товара – вина участника аукциона

Участник запроса котировок указал страну товара – Россия вместо Германия

Отклоните заявку, когда выявили недостоверные сведения (подп. «б» п. 5 постановления № 925). Не руководствуйтесь только сведениями с сайта производителя, получите от него документ с подтверждением страны производства данного товара

Закупаете работы, в рамках которых поставят товар

Действуйте по правилам для подряда, так как предмет закупки – работы. Определите страну участника по месту его регистрации (подп. «е» п. 5 постановления № 925)

В закупке с преференцией победил российский подрядчик. В ходе исполнения договора победитель передал весь объем работ иностранному субподрядчику

Приоритет применяйте на стадии закупки. Передача работ иностранному субподрядчику не отменяет преференции (подп. «е» п. 5 постановления № 925)

Проводите конкурс на ремонтные работы. По выпискам из ЕГРЮЛ все участники – российские компании

Приоритет предоставлять не надо (п. 1 постановления № 925)

Проводите аукцион на поставку товара. Все заявки с импортным товаром

Приоритет предоставлять не надо ( п. 1 постановления № 925)

Проводите конкурентную закупку на поставку товара по рамочному договору

Пропишите приоритет в документации о закупке. Приоритет установите как процент от цены за единицу товара, а не максимальной цены договора (письмо Минфина от 17.07.2020 № 24-03-08/62654)

Нужно закупить товар конкретного торгового знака

В документации о закупке установите правила приоритета отечественных товаров. Участники закупки укажут страну происхождения товара.

По заявкам участников закупки определите, применять приоритет или нет (п. 1 постановления № 925)

Как купить иностранное ПО на объект КИИ

На значимых объектах критической информационной инфраструктуры (далее – КИИ) собственники таких объектов должны использовать программное обеспечение, которое включено в единый реестр российского или евразийского ПО. Программное обеспечение, которое отвечает за компьютерную безопасность, должно иметь сертификат соответствия требованиям ФСТЭК и ФСБ. 

План перехода заказчиков на использование российского ПО утвердят отраслевые ведомства. Срок – два месяца с даты вступления в силу постановления № 1478. На основе ведомственного плана заказчики должны разработать собственный план перехода на период до 1 января 2025 года.

Иностранное ПО можно приобрести только по согласованию с министерством, в ведении которого находится собственник объекта КИИ.

Требования не распространяются на организации с муниципальным участием.

Как согласовывают закупку иностранного ПО

Согласование закупок иностранного ПО, в том числе в составе ПАК, а также услуг, необходимых для использования такого ПО на объектах КИИ, проводят ведомства:

  • Министерство здравоохранения;
  • Министерство науки и высшего образования;
  • Министерство транспорта;
  • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций;
  • Министерство финансов;
  • Министерство энергетики;
  • Министерство промышленности и торговли.
  • Чтобы согласовать закупку иностранного ПО, собственник объекта КИИ подает в соответствующее ведомство заявку. Ведомство, получив заявку, выполнит действия:
  • рассмотрит заявку на полноту представленных данных. Срок – пять рабочих дней с даты поступления заявки;
  • уведомит заказчика о соответствии или несоответствии заявки. Срок – один рабочий день со дня, когда ведомство завершит проверку. Если ведомство выявит несоответствия, в дальнейшем рассмотрении заявки откажут;
  • согласует закупку, откажет в согласовании либо примет решение рассмотреть заявку на комиссии в Минцифры. Срок – восемь рабочих дней с даты, когда заказчику направят уведомление о соответствии заявки. Заказчика о принятом решении проинформируют в течение трех рабочих дней с даты, когда будет приято решение;
  • направит на комиссию в Минцифры заявку заказчика и проект своего решения, если цена закупки 100 млн руб. и более. Срок – восемь рабочих дней с даты, когда заказчику направят уведомление о соответствии заявки.О том, что закупка согласована, заказчик информирует Минцифры. Срок – 10 рабочих дней с даты, когда получит решение от ведомства. Правило не применяют заказчики, объект КИИ которых функционирует в сфере связи. Если заявку не согласуют, заказчик, устранив причину отказа, может направить заявку на согласование повторно. Также заказчик может обжаловать отказ ведомства в суде.
  • Закупку не согласуют, если:
  • Если НМЦ договора 100 млн руб. и более, заявку на закупку рассматривает комиссия, сформированная Минцифры. Срок рассмотрения – семь рабочих дней со дня поступления заявки. По итогам рассмотрения комиссия примет решение – одобрить закупку или отказать в закупке. Решение оформят в протоколе. Протокол направят в ведомство, от которого поступила заявка. Ведомство в свою очередь на основании решения комиссии примет решение – согласовать закупку либо отказать в согласовании.
  • установят факт недостоверности сведений в предоставленных документах;
  • в отношении правообладателя иностранного ПО, указанного в заявке, предприняты специальные экономические меры;
  • у заказчика отсутствует утвержденный план перехода на использование российского ПО;
  • количество планируемого к закупке иностранного ПО не соответствует количеству, установленному в плане перехода на соответствующий год;
  • обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО не отвечает порядку подготовки такого обоснования, утвержденного постановлением Правительства от 16.11.2015 № 1236;
  • в едином реестре российского или евразийского ПО указана одна или несколько программ, которые соответствуют классу иностранного ПО, указанному в заявке на закупку, и такие программы отдельно или в совокупности обеспечивают реализацию функциональных, технических и эксплуатационных требований, предъявляемых заказчиком;
  • отсутствует действующий сертификат соответствия иностранного ПО требованиям ФСТЭК и ФСБ, если ПО отвечает за компьютерную безопасность.Какие документы подготовить для согласования закупки
  • Содержание заявки зависит от объекта закупки. Какую информацию и документы подготовить для согласования закупки, смотрите в таблице:
  • Решение ведомства о согласовании заявки действительно только для закупки иностранного ПО, в отношении которого была подана заявка. Контроль за соблюдением Правил согласования закупок иностранного ПО, а также за соблюдением запрета на закупку иностранного ПО осуществляет Минцифры.

Закупка иностранного ПО

Закупка услуг в отношении ПО, которое куплено ранее

Закупка иностранного ПО и услуг, необходимых для использования ПО

·         наименование иностранного программного обеспечения;

·         обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного программного обеспечения. Порядок подготовки обоснования указан в пункте 3 Порядка из постановления 1236;

·         действующий сертификат соответствия иностранного ПО требованиям ФСТЭК и ФСБ, если ПО отвечает за компьютерную безопасность;

·         предмет договора;

·         НМЦ договора;

·         планируемый срок заключения и исполнения договора;

·         характер закупки – регулярная, повторяющаяся, разовая;

·         место поставки (использования) ПО;

·         сведения о том, что закупка будет проходить за пределами территории России;

·         данные контактного лица: Ф. И. О., телефон, адрес электронной почты;

·         информация о соответствии закупки плану перехода, если заявка представлена после утверждения плана перехода на российское ПО;

·         класс иностранного ПО согласно классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

·         наименование ПАК и его код согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, если закупают ПО в составе ПАК;

·         информация о ранее полученных правах на использование закупаемого иностранного ПО

·         предмет договора;

·         НМЦ договора;

·         планируемый срок заключения и исполнения договора;

·         перечень закупаемых услуг, требования к функциональным характеристикам, потребительским свойствам таких услуг;

·         наименование иностранного программного обеспечения;

·         обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного программного обеспечения. Порядок подготовки обоснования указан в пункте 3 Порядка из постановления 1236;

·         действующий сертификат соответствия иностранного ПО требованиям ФСТЭК и ФСБ, если ПО отвечает за компьютерную безопасность;

·         предмет ранее заключенного договора на поставку ПО;

·         характер закупки – регулярная, повторяющаяся, разовая;

·         место поставки (использования) ПО;

·         класс иностранного ПО согласно классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

·         наименование ПАК и его код согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, если закупают ПО в составе ПАК;

·         цена ранее заключенного договора на поставку ПО;

·         информация о наличии прав на использование иностранного ПО или о расширении ранее предоставленного объема прав на использование иностранного ПО в составе закупаемых услуг;

·         данные контактного лица: Ф. И. О., телефон, адрес электронной почты

·         предмет договора;

·         НМЦ договора;

·         планируемый срок заключения и исполнения договора;

·         перечень закупаемых услуг, требования к функциональным характеристикам, потребительским свойствам таких услуг;

·         наименование иностранного ПО;

·         обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного программного обеспечения. Порядок подготовки обоснования указан в пункте 3 Порядка из постановления 1236;

·         действующий сертификат соответствия иностранного ПО требованиям ФСТЭК и ФСБ, если ПО отвечает за компьютерную безопасность;

·         класс иностранного ПО согласно классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

·         наименование ПАК и его код согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, если закупают ПО в составе ПАК;

·         информация о ранее полученных правах на использование закупаемого иностранного ПО;

·         информация о наличии прав на использование иностранного ПО или о расширении ранее предоставленного объема прав на использование иностранного ПО в составе закупаемых услуг;

·         данные контактного лица: Ф. И. О., телефон, адрес электронной почты

СИТУАЦИЯ

Как узнать, какое здание заказчика можно считать значимым объектом критической информационной инфраструктуры

Относится ли здание к объектам КИИ, заказчик определяет сам. Правила категорирования объектов КИИ утверждены в постановлении от 08.02.2018 № 127. Информацию о значимых объектах КИИ включают в отдельный реестр, который ведет ФСТЭК. Субъекты КИИ, согласно критериям значимости, присваивают принадлежащим им объектам КИИ категорию значимости. Сведения о результатах присвоения категории передают ФСТЭК для включения в реестр. Доступ к реестру ограничен. Сведения из реестра предоставляют по запросу определенному кругу юрлиц (п. 12 Порядка ведения реестра из приказа ФСТЭК от 06.12.2017 № 227).

СИТУАЦИЯ

Можно ли по Закону № 223-ФЗ закупить компьютеры с предустановленным иностранным ПО

Можно, за исключением закупок компьютеров с предустановленным иностранным ПО на значимые объекты КИИ.

Запрет на допуск иностранного софта действует для закупок по Закону № 44-ФЗ, а также для закупок иностранного ПО на значимые объекты критической информационной инфраструктуры (абз. 1 постановления № 1236, постановление № 1478). 

Собственники значимых объектов КИИ должны использовать преимущественно программное обеспечение, которое включено в единый реестр российского или евразийского ПО. Приобрести иностранное ПО можно только по согласованию с министерством, в ведении которого находится собственник значимого объекта КИИ.

Иных запретов и ограничений на закупку иностранного программного обеспечения Закон № 223-ФЗ не содержит.

Рекомендуем по многолотовой закупке приобретать только то программное обеспечение, без которого невозможно начать использовать компьютерную технику. Например, с операционной системой. Иное специализированное ПО закупайте отдельным лотом.

Какие ошибки допускают заказчики в правилах приоритета

За ошибки при применении преференций для отечественных товаров, работ и услуг сотрудник заказчика заплатит штраф. Смотрите размеры штрафов и примеры из судебной практики в таблицах.

 Размеры штрафа за нарушения при применении постановления № 925

Нарушение

Штраф (КоАП)

Нарушение

Штраф (КоАП)

Не установил приоритет в закупочной документации

 

От 2000 до 3000 руб. – для сотрудника.

От 5000 до 10 000 руб. – для организации.

Часть 7 статьи 7.32.3

Не применил преимущества для товаров российского происхождения

От 2000 до 3000 руб. – для сотрудника.

От 5000 до 10 000 руб. – для организации.

Часть 8 статьи 7.32.3

На примерах из практики антимонопольных служб и судов смотрите, каким правилам следовать, чтобы не повторить ошибок заказчиков. 

Практика ФАС и судов по нарушениям заказчиком при применении постановления № 925 

Обстоятельства спора

Вывод ФАС/суда

Комментарий эксперта

Заказчик провел 

электронный аукцион на поставку учебного оборудования для предметного практикума по изобразительному искусству и ювелирному делу.  В документации установил приоритет радиоэлектронике

Заказчик в рамках одной закупки закупал комплекты для изобразительного искусства и радиоэлектронную продукцию, что приводит к нерациональному и неэффективному расходованию денежных средств и нарушает часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Решение Ивановского УФАС от 17.06.2021 № 037/07/3-257/2021(07-16/2021-028)

Не объединяйте в одну закупку товары из Единого реестра радиоэлектронной продукции и товары, которые в реестр не включены

Заказчик объявил электронный запрос котировок на поставку расходных материалов для лаборатории. В закупке участвовало четыре заявки. Приоритет предоставили и признали победителем участника, который продекларировал российское происхождение товара

Антимонопольная служба установила, что на рынке нет закупаемых товаров российского происхождения, в действиях заказчика есть нарушения части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и выдала предписание. 

Решение Забайкальского УФАС от 19.08.2021 № 075/07/3-393/2021

Пропишите в положении о закупке право на запрос дополнительных документов от участников в целях подтверждения страны происхождения товара. Если сведения не подтвердились, отклоните заявку (подп. «б» п. 5 постановления № 925)  

В аукционной документации на поставку 

автоматизированных рабочих мест заказчик установил правила приоритета, а в протоколе не отразил информацию о предложениях товара из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции

В итоговом протоколе заказчик не указал информацию о наличии или отсутствии среди участников аукциона предложений о нахождении продукции в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции, об оценке заявок по указанному требованию. Заказчик нарушил пункты 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Решение Брянского УФАС от 28.05.2020 № 032/10/18.1-650/2020

В итоговом протоколе указывайте результаты применения правил приоритета товаров российского происхождения. Оцените заявки с учетом требований по обеспечению приоритета

Победитель аукциона предложил товар иностранного производства. Заказчик направил победителю проект договора с ценой, уменьшенной на 15 процентов от предложенной в заявке

Заказчик неправомерно снизил цену договора, так как победитель в заявке предложил более 50 процентов товаров российского производства. Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Решение Московского УФАС от 26.12.2019 № 077/07/00-18564/2019

Не применяйте преференции в аукционе, если больше 50 процентов предложенных в заявке товаров – это товары российского производства

В электронном запросе котировок на право заключения договора на поставку сварочного поста поступило три заявки: одна со страной товара – Россия, две другие из Финляндии. Заказчик предоставил преференции российскому товару, посчитал товар из Финляндии как иностранный

Заказчик должен предоставлять приоритет товарам из Финляндии как стране – члену ВТО, поскольку предмет закупки относится к обеспечению безопасности в области использования атомной энергии. Заказчик нарушил пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и пункт 8 постановления № 925.

Определение Верховного суда от 04.03.2020 № А40-302901/2018, № 305-ЭС20-7

Предоставляйте преференции государствам –членам ВТО, если закупаете ТРУ в ряде специфических сфер, например в сферах охраны жизни и здоровья человека, обеспечения обороны страны и безопасности государства-члена

Заказчик в аукционе на право заключения договора на поставку вычислительной техники не предоставил приоритет российской продукции, поскольку в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции предмета закупки нет

Заказчик не предоставил приоритет российской продукции, тогда как приоритет нужно предоставлять любому отечественному товару, даже если его нет в реестре российской радиоэлектронной продукции. В действиях заказчика есть нарушения по части 8 статьи 7.32.3 КоАП. 

Решение ФАС от 10.03.2020 № 223ФЗ-178/20

Если товар отсутствует в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции, но заявки участников содержат предложения 

о поставке иностранного и российского оборудования, заказчик должен применить приоритет в 15 процентов к товарам российского происхождения

Какие существенные условия прописать в договоре по Закону № 223-ФЗ, читайте в рекомендации.

 


© Материал из Справочной системы «Госзаказ».