Как предусмотреть аванс при закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ?
В проекте контракта или договора пропишите размер и порядок авансирования. Размер предоплаты для заказчиков по Закону № 44-ФЗ ограничен правовыми актами Правительства, региональной или муниципальной власти. Заказчики по Закону № 223-ФЗ выплачивают аванс на свое усмотрение. Исключение – бюджетные и автономные учреждения.
Авансирование по 44-ФЗ
В каком размере предусмотреть аванс
Размер аванса зависит от условий закупки и от источника финансирования.
Для федеральных, региональных и муниципальных заказчиков действуют разные правила, которые применяют получатели бюджетных средств:
- органы государственной власти (государственные органы);
- органы управления внебюджетными фондами;
- органы местного самоуправления;
- органы местной администрации;
- казенные учреждения.
Получатели бюджетных средств перечислены в статье 6 БК. Читайте подробно, какой размер аванса вправе прописать в контракте получатели средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также бюджетные учреждения и унитарные предприятия.
Федеральные заказчики
При закупке за счет федеральных средств размер аванса составляет от 30 до 100 процентов цены контракта. Какой процент установить, зависит от объекта закупки. Размеры авансовых платежей перечислены в пункте 18 Положения, которое Правительство утвердило постановлением от 09.12.2017 № 1496.
Аванс до 30 процентов
Аванс до 30 процентов цены контракта заказчик вправе установить на любые товары, работы или услуги. Исключение – случаи, когда платить аванс нельзя, и случаи, когда установлены другие пределы авансирования. Чтобы платить аванс, включите в контракт условие о последующих после аванса платежах. Оставшийся платеж рассчитывайте одним из двух способов.
Способ 1. Применяйте, если контракт не содержит этапов либо этапы выполняют последовательно.
Платеж |
≤ |
Стоимость поставленной продукции |
– |
Выплаченный аванс |
В контракте напишите: «Размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа».
Способ 2. Договор содержит этапы, сроки исполнения этапов частично или полностью совпадают.
Платеж |
= |
Стоимость поставленной |
– |
Аванс за поставленную продукцию 1 + Аванс за поставленную продукцию 2 … + Последний аванс за поставленную продукцию |
|
Аванс за поставленную продукцию |
= |
Размер аванса, предусмотренный контрактом, % |
× |
Стоимость поставленной продукции |
В контракте напишите: «Размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного контрактом авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг».
Если сумма контракта на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства госсобственности России превышает 600 млн руб., заказчик вправе произвести повторную предоплату, но только когда подрядчик выполнит работы в объеме выплаченного аванса. Общий размер аванса не должен превышать 70 процентов суммы контракта Данная норма также приостановлена до 31 декабря 2023 года (п. 1 постановление № 348).
Об этом сказано в подпунктах «а», «б» пункта 18 Положения № 1496.
Аванс до 90 процентов
Если установлено условие о казначейском сопровождении авансовых платежей, предусмотрите аванс в размере 90 процентов. В контракт включите условие о том, что размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, услуг и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа. Об этом сказано в абзаце 4 подпункта «а» пункта 18 Положения № 1496. Данная норма также приостановлена до 31 декабря 2023 года (п. 1 постановление № 348).
Аванс до 100 процентов
Предусмотрите аванс до 100 процентов, когда закупаете:
- услуги связи;
- подписку на печатные издания;
- печатные издания;
- обучение на курсах повышения квалификации или профессиональную переподготовку;
- участие в научных, методических, научно-практических и других конференциях;
- госэкспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий;
- проверку достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства;
- авиа- и железнодорожные билеты, билеты на городской и пригородный транспорт;
- гостиничные услуги для командированных сотрудников;
- путевки на санаторно-курортное лечение;
- ОСАГО;
- аренду индивидуального сейфа (банковской ячейки);
- проведение мероприятий по тушению пожаров;
- грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом;
- страхование опасных производственных объектов;
- лечение граждан РФ за пределами России. Контракты заключает Минздрав с иностранными организациями.
Случаи, когда заказчик вправе прописать в контракте полную предоплату, перечислены в подпункте «в» пункта 18 Положения № 1496.
Авансы на 2022–2024 годы
С 1 января 2023 года получатели федеральных средств устанавливают аванс в размере не менее 80 процентов, но не более ЛБО в контрактах на поставку промтоваров по специальному перечню. Правило действует для контрактов, которые заключены в 2022–2024 годах с применением запрета на допуск иностранных товаров (постановление Правительства от 24.12.2022 № 2411).
Правила авансирования по постановлению № 2411 распространяются и на контракты с едпоставщиком. Если за счет средств федерального бюджета закупаете у едпоставщика промтовары из специального перечня с соблюдением запрета на допуск иностранных товаров, вы вправе установить аванс в размере до 80 процентов, но не более ЛБО.
Правила авансирования по постановлению № 2411 применяют ГРБС и подведомственные им получатели средств федерального бюджета. Такие заказчики устанавливают аванс до 80 процентов, но не более ЛБО в закупках промтоваров из специального перечня для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства. Смотрите в таблице, кто и в каких случаях устанавливает аванс до 80 процентов по правилам постановления № 2411.
Условие |
Наименование товара |
ОКПД2 |
Заказчик – ГРБС или подведомственные им получатели средств федерального бюджета. Закупка промтоваров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства. В закупке соблюдается запрет допуска иностранных товаров в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ |
Инструмент ручной прочий |
25.73.30 |
Инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него) |
25.73.40 |
|
Устройства числового программного управления |
26.20.40.150 |
|
Машины и оборудование электрические для пайки мягким и твердым припоем и сварки |
27.90.31.110 |
|
Станки для обработки металлов лазером и станки аналогичного типа; обрабатывающие центры и станки аналогичного типа |
28.41.1 |
|
Станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие |
28.41.2 |
|
Станки металлообрабатывающие прочие |
28.41.3 |
|
Части и принадлежности станков для обработки металлов |
28.41.4 |
|
Станки для обработки камня, дерева и аналогичных твердых материалов |
28.49.1 |
|
|
Оправки для крепления инструмента |
28.49.2 |
С 7 марта 2023 года в контрактах с казначейским сопровождением, которые профинансированы из федерального бюджета, заказчики могут устанавливать аванс до 50 либо до 90 процентов. Размер авансовых платежей зависит от объекта закупки и закреплен в постановлении Правительства от 06.03.2023 № 348.
Заказчики, контракты которых заключены до вступления в силу постановления № 348, вправе по соглашению сторон изменить условия контракта в части авансирования – включить либо увеличить ранее предусмотренный аванс до новых размеров. Соглашение об изменении условий контракта заключают по части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ. Изменения вносят с учетом требований к размеру обеспечения исполнения контракта, которые указаны в части 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.
Регионам рекомендовали предусмотреть аналогичные нормы (п. 7 постановления № 348).
Аванс от 30 до 50 процентов
В 2023 году аванс от 30 до 50 процентов включают в контракты с казначейским сопровождением, которые профинансированы из федерального бюджета. Объект закупки неважен. Размер аванса не должен превышать объемы доведенных лимитов (п. 2 постановления № 348).
Если контракт заключен на несколько лет и лимитов текущего года для оплаты аванса в полном объеме недостаточно, заказчик вправе включить в контракт условие о выплате в очередном финансовом году только части аванса. Остаток аванса нужно выплатить до 1 февраля очередного финансового года.
Аванс от 30 до 50 процентов также включают в контракты, которые заключены в рамках строительства объектов госсобственности на территории субъекта РФ, муниципального образования. Повышенный аванс установите, если выполнены три условия:
- контракт заключен в том числе за счет субсидии, межбюджетного трансферта федерального бюджета, кроме субсидий, межбюджетного трансферта в бюджет ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей;
- авансовые платежи по контрактам подлежат казначейскому сопровождению;
- иные предельные размеры авансовых платежей не установлены Правительством.
Такой порядок установлен в пунктах 2, 4 постановления № 348.
ГРБС вправе установить требование к включению в контракты, сумма которых менее 100 000 тыс. руб., условия о казначейском сопровождении авансовых платежей в размере от 30 до 50 процентов (п. 5 постановления № 348).
Аванс от 30 до 90 процентов
Аванс от 30 до 90 процентов включают в контракты, которые заключены в рамках строительства объектов госсобственности на территориях ДНР, ЛНР Запорожской и Херсонской областей. При этом федеральные деньги, из которых будет оплачен контракт, подлежат казначейскому сопровождению, а размер аванса не превышает размер доведенных лимитов.
Допустим, в целях софинансирования контрактов, которые заключены в рамках строительства объектов госсобственности на территориях новых субъектов РФ, в бюджеты ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей из федерального бюджета переданы субсидии и иные межбюджетные трансферты. В таком случае аванс от 30 до 90 процентов включают в контракты, по которым аванс подлежит казначейскому сопровождению.
Требования установлены в пунктах 3, 4 постановления № 348.
СИТУАЦИЯ
Устанавливать повышенный размер аванса по постановлению № 348 – обязанность или право заказчика
Заказчик обязан установить повышенный размер аванса, если условия закупки отвечают требованиям постановления № 348. Например, в контрактах с казначейским сопровождением, которые профинансированы из средств федерального бюджета, размер аванса должен составлять от 30 до 50 процентов. При этом размер аванса не должен превышать ЛБО (п. 2 постановления № 348).
СИТУАЦИЯ
Менять ли размер аванса на повышенный, если извещение разместили до вступления в силу постановления № 348
Если разместили извещение до 7 марта, менять размер аванса на повышенный не нужно. Правила авансирования по постановлению № 348 не имеют обратной силы и не применяются к ранее объявленным закупкам (ст. 4 ГК).
При необходимости получатели средств федерального бюджета вправе изменить размер аванса в контрактах, которые заключили до 7 марта по части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ (п. 6 постановления № 348).
СИТУАЦИЯ
Влияет ли смешанное финансирование за счет внебюджетных средств и субсидий на размер аванса
Да, если в решении о субсидии будет указан предельный размер аванса. В остальных случаях бюджетные учреждения обязаны соблюдать те же правила авансирования, что и получатели бюджетных средств, независимо от вида финансирования: за счет собственных средств или из смешанного источника (ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).
СИТУАЦИЯ
Можно ли предусмотреть аванс в контракте с казначейским сопровождением, который заключают с едпоставщиком
Заказчик вправе предусмотреть аванс в прямом контракте с казначейским сопровождением. При казначейском сопровождении расчетов по контракту с едпоставщиком требовать обеспечение – право заказчика. Если заказчик предусмотрел такое требование, размер обеспечения не может превышать 10 процентов от НМЦК, цены контракта (ч. 6.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Региональные и муниципальные заказчики
Региональные и муниципальные заказчики вносят предоплату согласно нормативно-правовым актам субъекта РФ или местной администрации. Например, государственные заказчики ХМАО – Югры вправе авансировать до 100 процентов цены контракта, когда закупают:
- печатныеи электронные издания, в том числе подписку на периодику;
- бланки строгой отчетности;
- обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- участие в семинарах, совещаниях, форумах, конференциях;
- товары для районов с ограниченными сроками завоза грузов;
- предоставление грантов по итогам конкурсов автономного округа;
- обязательное страхование лиц, которые замещают государственные должности и должности государственной гражданской службы;
- командировки;
- ОСАГО;
- услуги по организации эмиссии, обращения, выкупа и погашения государственных облигаций автономного округа;
- депозитарные услуги по государственным облигациям автономного округа;
- услуги по поддержанию государственных облигаций автономного округа, допущенных к торгам биржи, в соответствующем разделе списка ценных бумаг;
- услуги государственного контроля, надзора за соблюдением требований технических регламентов.
Размер аванса до 50 процентов от цены контракта ханты-мансийские заказчики вправе установить в контрактах с единственным поставщиком по пункту 11 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Аванс до 30 процентов можно установить при закупке услуг связи, организации спортивно-тренировочных смен в детских лагерях, организации и проведения федеральных и международных мероприятий. В случае предоставления в 2021 году субсидий из федерального бюджета бюджету автономного округа, ханты-мансийские заказчики вправе были предусматривать авансовый платеж в размере до 50 процентов суммы контракта, но не более ЛБО, доведенных на соответствующие цели на финансовый год, по контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов. Об этом сказано в пункте 6 постановления Правительства ХМАО – Югры от 25.12.2020 № 580-п.
Общих правил авансирования для региональных и муниципальных заказчиков нет, поэтому применяйте НПА своего региона или муниципалитета.
Бюджетные учреждения и унитарные предприятия
Бюджетные учреждения обязаны соблюдать те же правила авансирования, что и получатели бюджетных средств. Следовательно, при закупке за счет федеральных средств применяйте постановление № 1496, при закупке за счет средств региона или муниципалитета – нормативные акты региональной и местной власти.
Вывод следует из части 16.1 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Позицию подтвердили специалисты Минфина в письме от 15.03.2018 № 09-01-09/16085 и Казначейства в письме от 20.03.2018 № 05-01-13/4482.
Допустим, бюджетное учреждение проводит закупки за счет собственных средств или из смешанного источника финансирования – собственные и бюджетные деньги. В этом случае также соблюдайте лимиты авансирования. Такую позицию высказали специалисты Минфина в письме от 15.03.2018 № 09-01-09/16085.
Унитарные предприятия не входят в перечень получателей бюджетных средств. Следовательно, размер аванса выбирают самостоятельно. Однако Правительство, региональные и муниципальные органы власти могут предусмотреть ограничения. Например, государственные унитарные предприятия Республики Башкортостан обязаны соблюдать предельные размеры авансов при закупке за счет бюджетных субсидий (закон Республики Башкортостан от 21.12.2020 № 350-з).
Контракты с единственным поставщиком
В контрактах с единственным поставщиком пропишите аванс в том же размере, что и при конкурентных закупках. Такой вывод следует из пункта 1 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Например, в контрактах с единственным поставщиком за счет федеральных средств укажите аванс согласно постановлению № 1496.
Для отдельных контрактов с единственным поставщиком Правительство, региональные или местные власти могут предусмотреть особые условия авансирования.
Если Правительство, региональные или муниципальные власти не установили отдельных условий для закупки у единственного поставщика, пропишите в контракте предоплату исходя из объекта.
Специальные нормы
Для части закупок законами, постановлениями Правительства предусмотрены специальные размеры аванса. Например, при закупке электроэнергии заказчики проводят оплату следующим образом:
- 30 процентов стоимости электроэнергии в месяце, за который проходит оплата, заказчик вносит до 10-го числа месяца;
- 40 процентов стоимости – до 25-го числа месяца.
Об этом сказано в пункте 82 Основных положений, которые Правительство утвердило постановлением от 04.05.2012 № 442.
Если для объекта действует специальная норма, применяйте такую норму. Правило действует при закупке за счет федеральных средств (п. 18 Положения № 1496, письмо Казначейства от 26.02.2018 № 07-04-05/05-3083).
При закупках для региональных и муниципальных нужд соблюдайте нормы, которые прописали в НПА власти субъекта РФ или муниципалитета. К примеру, заказчики в ХМАО проводят оплату по договорам на специальных условиях при закупках:
- энергоснабжения;
- технологического присоединения;
- теплоснабжения;
- газоснабжения;
- холодного водоснабжения и водоотведения;
- государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
- государственной экологической экспертизы.
В перечисленных случаях заказчики платят аванс по правилам, которые предусмотрены НПА по этим объектам закупки. Об этом сказано в подпункте «д» пункта 6 постановления правительства ХМАО – Югры от 25.12.2020 № 580-п.
Когда аванс платить нельзя
Заказчики не вправе авансировать закупку работ или услуг из перечня, который утвердило Правительство. Правило действует при закупке за счет федеральных средств. Об этом сказано в пункте 20 Положения № 1496. Перечень Правительство утвердило распоряжением от 16.01.2018 № 21-р.
Допустим, закупаете товары, которые перечислены в перечне и которых в перечне нет. В этом случае авансирование также не прописывайте. Вывод следует из абзаца 2 пункта 20 Положения № 1496.
При закупке за счет региональных и муниципальных средств руководствуйтесь региональными и местными нормативно-правовыми актами. Например, заказчики ХМАО – Югры проводят все закупки без аванса, если возможность заплатить аванс не предусмотрена актами правительства автономного округа (подп. «а» п. 6 постановления правительства ХМАО – Югры от 25.12.2020 № 580-п).
Заказчики не платят аванс победителям закупки, которые демпингуют – снижают НМЦК на 25 и больше процентов (ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ). В ходе исполнения тоже нельзя корректировать условия и включать в контракт предоплату, если к поставщику применили антидемпинговые меры (письмо Минфина от 28.04.2023 № 24-06-06/39556).
Как прописать аванс в контракте
Заказчик обязан включить в контракт условия о порядке и сроках оплаты. Аванс – часть оплаты, поэтому пропишите порядок и сроки авансирования, если планируете предоплату. Вывод следует из пункта 1 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, письма Казначейства от 19.05.2015 № 07-04-05/09-319.
Далее смотрите правила, которые нужно соблюдать, чтобы не заплатить штраф.
Не включайте в контракт право выплатить аванс. Такую формулировку контролеры считают некорректной.
Например, заказчик в проекте контракта написал:
Специалисты ФАС указали: формулировка неоднозначна, а заказчик обязан прописать конкретный порядок выплаты аванса согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ (решение Калужского УФАС от 26.04.2018 № 78-03з/2018).
Есть противоположная практика, согласно которой можно предусмотреть право выплатить аванс. Например, заказчик включил в проект контракта формулировку:
Антимонопольная служба решила, что заказчик прописал возможность выплаты аванса корректно. Основание – в Законе № 44-ФЗ нет требований к формулировке порядка авансирования, поэтому заказчик не нарушил пункт 1 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ (решение Кемеровского УФАС от 13.01.2017 № 08/228).
Укажите в контракте конкретный размер аванса. Из формулировок «не более...», «до...» победителю закупки не понятно, сколько денег получит в качестве предоплаты. Из-за неточных формулировок контролеры решат, что нарушен пункт 1 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Вывод подтверждают специалисты Казначейства в письме от 19.05.2015 № 07-04-05/09-319, Калужского УФАС в решении от 26.04.2018 № 78-03з/2018, а также Арбитражный суд города Москвы в решении от 22.05.2019 № А40-48363/2019. В проекте контракта напишите проценты от цены контракта, а в контракте – проценты и конкретную сумму.
Если заключили контракт с участником, который попал под антидемпинговые меры, пропишите в условиях оплаты, что выплата аванса не допускается (письмо Минфина от 28.04.2023 № 24-06-06/39556). Смотрите пример формулировки.
Если контракт с предоплатой предусматривает несколько этапов, то для каждого этапа пропишите условие о размере аванса в виде процента от цены этапа. При этом нельзя устанавливать разный процент аванса для каждого этапа. Исключение – контракт на комплексные работы строительных контрактов по части 56 статьи 112 Закона № 44-ФЗ (ч. 61.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, письмо Минфина от 15.07.2022 № 24-06-07/68449).
При закупке за счет федеральных средств не прописывайте в контракте условие о выплате аванса на последнем этапе исполнения контракта. Исключение – контракт подлежит казначейскому сопровождению (п. 19 Положения № 1496).
Менять порядок и сроки авансирования при исполнении контракта нельзя. Оплата – существенное условие контракта. Аванс входит в порядок оплаты, поэтому предоплата тоже существенное условие. Менять существенные условия контракта стороны не вправе, кроме случаев из части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Если заключите дополнительное соглашение по условиям авансирования, ФАС оштрафует на 20 000 руб. по части 4 статьи 7.32 КоАП.
ПРИМЕР
стороны незаконно заключили дополнительное соглашение по предоплате
Областная администрация заключила с подрядчиком контракт на строительство школы. Через три месяца стороны подписали дополнительное соглашение – вписали в контракт абзац о выплате аванса в размере 30 процентов.
Прокуратура посчитала, что стороны незаконно изменили существенные условия контракта, и передала материалы проверки в ФАС.
Специалисты антимонопольной службы указали, что аванс – существенное условие контракта. Таким образом, дополнительным соглашением заказчик и подрядчик нарушили часть 2 статьи 34 и часть 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Начальника отдела администрации, который подписал дополнительное соглашение, оштрафовали на 20 000 руб. по части 4 статьи 7.32 КоАП (постановление Тамбовского УФАС от 29.11.2017 № АП2-239/17).
Судебная практика также подтверждает, что аванс – существенное условие контракта. Например, решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2017 № А40-148023/2017, решение Арбитражного суда Костромской области от 27.09.2018 № А31-7847/2018.
СИТУАЦИЯ
Можно ли оплатить аванс, если контракт ещё не размещён в ЕИС в реестре контрактов
Да, вы можете оплатить аванс без размещения контракта в реестре контрактов. Приемка и оплата не зависят от размещения сведения в ЕИС (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Для оплаты действуют только договорные условия. Проводите авансирование в сроки и порядке, которые указаны в контракте.
СИТУАЦИЯ
Вправе ли заказчик прописать разный процент аванса для каждого этапа
Нет, не вправе.
Нельзя устанавливать разный процент аванса для каждого этапа в отдельности. Исключение – контракт на комплексные работы строительных контрактов по части 56 статьи 112 Закона № 44-ФЗ (п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 61.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, письмо Минфина от 15.07.2022 № 24-06-07/68449).
Например, 15 июля заключили контракт на текущий ремонт, выполнение которого разбили на три этапа. Контракт не предусматривает казначейское сопровождение, но порядок оплаты содержит авансирование. При таких условиях пропишите в контракте одинаковый для трех этапов размер аванса, например, 30 процентов.
Авансирование по 223-ФЗ
В каком размере установить аванс при закупке по 223-ФЗ
Размер и порядок авансирования при закупках по Закону № 223-ФЗ зависит от формы организации заказчика. Смотрите все виды форм организации заказчика, которые устанавливают разный размер аванса по 223-ФЗ.
Автономные учреждения обязаны применять правила выплаты аванса, которые установили федеральные, региональные или муниципальные органы власти. Например, для федеральных автономных учреждений Положение № 1496 обязательно. Вывод следует из части 3.11-1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ. Позицию подтвердили специалисты Минфина в письме от 15.03.2018 № 09-01-09/16085.
Бюджетные учреждения при работе по Закону № 223-ФЗ также обязаны применять федеральные, региональные и муниципальные правила авансирования. Унитарные предприятия учитывают правила, если обязанность установили Правительство, региональные или муниципальные органы власти.
Остальные заказчики самостоятельно решают, в каких случаях и в каком размере платить аванс. Порядок оплаты, в том числе авансирования, прописывают в документации и проекте договора на основании ГК и Положения о закупке. Например, стороны вправе предусмотреть условие о предоплате товара в договоре поставки.
Если срок авансирования в договоре не предусмотрите, выплатить аванс нужно в течение семи календарных дней с даты, когда поставщик потребует аванс. Вывод следует из частей 1 и 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, пункта 2 статьи 314, пункта 5 статьи 454, пункта 1 статьи 487 ГК.
Как прописать порядок авансирования в документации и договоре по 223-ФЗ
Закон № 223-ФЗ не регламентирует порядок авансирования, который необходимо прописать в договоре. Если предусмотрели аванс, напишите в документации, в каком размере, на каких условиях и в каком порядке перечислите деньги контрагенту.
- Смотрите, как прописать порядок авансированияв документации и договоре по 223-ФЗ.
Заказчик обязан указать в документации порядок и сроки оплаты. Поэтому, если предусмотрели аванс, напишите в документации, в каком размере, на каких условиях и в каком порядке перечислите деньги контрагенту. Вывод следует из пункта 6 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
Закон № 223-ФЗ не регламентирует порядок авансирования, который необходимо прописать в договоре. Например, вправе ли заказчик не указывать точный размер аванса, а использовать формулировки «не более», «до». Однако специалисты ФАС считают, что нужно писать точный размер аванса. За неопределенные формулировки штрафуют. Основание – заказчик неверно прописал порядок оплаты, а значит, нарушил пункт 6 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Штраф на должностное лицо составит от 2000 до 3000 руб., организацию – от 5000 до 10 000 руб. по части 7 статьи 7.32.3 КоАП. Такую позицию ФАС высказала в решении от 12.01.2017 № 17/1580/17, 223ФЗ-22/17, постановлении от 30.03.2017 № 17/20630/17, 223ФЗ-215/16/АК146-17.
Заказчики по Закону № 223-ФЗ вправе использовать аванс как преференцию для субъектов МСП – участников программы партнерства. Размер аванса – не менее 30 процентов от суммы договора. Об этом сказано в пункте 17 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352. Например, в пункте 194 Положения о закупке ОАО «РЖД» сказано:
Еще один вариант использовать аванс – в качестве критерия оценки заявок. В этом случае заказчик вправе прописать условие о размере аванса «не более» или «до». Заказчик самостоятельно решает, какие критерии использовать для оценки заявок. Однако порядок оценки необходимо прописать в документации и применять ко всем участникам закупки. Вывод следует из части 2 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и судебной практики.
ПРИМЕР
заказчик оценил заявки по размеру авансирования
Заказчик закупал работы по монтажу тепловой, противопожарной, звуковой изоляции. Для оценки заявок использовал три критерия:
Критерий |
Значимость (%) |
Цена договора |
80 |
Размер аванса |
10 |
Опыт аналогичных работ |
10 |
Предложения по критерию «размер аванса» заказчик оценивал по шкале:
- 0 процентов – 100 баллов;
- до 10 процентов – 70 баллов;
- от 11 до 19 процентов – 40 баллов;
- от 20 до 25 процентов – 10 баллов.
Предельный размер аванса – 25 процентов от цены контракта.
Суд не нашел нарушений в порядке оценки заявок (решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2016 № А56-83919/2015).
Специалисты ФАС также указали, что заказчик вправе включить в документацию условие о предельном размере аванса, если при этом участники самостоятельно предлагают размер предоплаты (решение ФАС от 19.04.2017 № 17/28242/17, 223ФЗ-322/17).
СИТУАЦИЯ
Может ли поставщик оставить себе аванс, если контракт признали ничтожным
Нет, у исполнителя нет права требовать оплату даже выполненных работ. Оснований удерживать аванс также нет.
Если контракт заключают с нарушениями, его признают ничтожными согласно статье 168 ГК. На требование о признании контракта недействительным распространяется трехлетний срок исковой давности, который начинается со дня начала исполнения сделки.
Заказчик может сослаться на то, что исполнитель работал при отсутствии контракта. Выполнение работ в целях удовлетворения государственных нужд без контракта не дает исполнителю права требовать оплату согласно постановлению Президиума ВАС от 28.05.2013 № 18045/12. Оснований для удержания аванса у исполнителя нет. Вывод следует из решения Арбитражного суда Севастополя от 23.01.2019 № А84-2224/18.
© Материал из Справочной системы «Госзаказ».